Найти в Дзене
Исследование Писания

ПСАЛОМ 21: В СТРАДАНИЯХ УПОВАЙТЕ НА БОГА

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

В первом стихе псалма 21 сказано, что его написал Давид. У нас нет причин сомневаться в авторстве Давида, но мы уже не можем определить, о каком случае в жизни Давида говорит этот псалом. Очевидно лишь то, что ощущение опасности и отчаяние были так велики, что их просто нельзя было описать обычными словами. Рассказывая Богу о своем состоянии, он рисует одну картину за другой, используя для этого в высшей степени образные и эмоциональные слова и выражения.

За ссылкой на авторство следуют слова ал айелет ха-шахар. Нам трудно понять смысл этих слов, но они могут означать “на мотив «Лань рассвета»” (см. Современный Перевод), что, возможно, было названием мелодии, под которую надо было петь эту песнь. (В Синодальной Библии эти слова переведены: “При появлении зари”).

Псалом представляет собой плач, и в Новом Завете он цитируется или подразумевается, по меньшей мере, семь раз. Стих 2 был повторен Иисусом на кресте (Мф. 27:46; Мк. 15:34). Стих 19, похоже, лег в основу Мф. 27:35, Мк. 15:24, Лк. 23:34 и Ин. 19:23. Стих 23 мы находим в Евр. 2:12, где автор послания относит его к Иисусу. Все это указания на его пророческую сущность, и по этой причине псалом 21 получил название “Псалом страстей Господних” как описывающий отвержение Иисуса и Его муки, когда Он умирал за наши грехи. Он считается одним из великих мессианских псалмов.

Однако при первом чтении создается впечатление, что Давид иносказательно, используя поэтическую гиперболу, описывает то мучительное длительное преследование, которому он подвергался, - возможно, когда спасался бегством от Саула. Вследствие глубоко личного характера псалма не сразу замечаешь, что в нем подробно предсказаны страдания Христа. Его агонию автор описывает в молитве к Богу от первого лица, представляя в виде собственных страданий. Возникает два вопроса: как понимать этот псалом и чьи переживания описываются в псалме - автора, Господа или обоих.

Наилучшим объяснением будет та точка зрения, что псалом коренится в собственном огненном испытании Давида, но язык псалма выходит за рамки его переживаний и уже описывает страдания Христа. Сам Давид, возможно, думал, что он в возвышенном поэтическом стиле пишет о собственных горьких переживаниях, но на самом деле он, ведомый Святым Духом, в ярком, образном пророчестве, фактически, описывает реальные страдания Иисуса. Страдания Давида являются прообразом гораздо более страшных мучений, которые познает Христос. Рассказ о страданиях Давида был записан Святым Духом так, что в нем во всех подробностях предвещаются многие обстоятельства распятия нашего Господа.

Мы можем рассматривать этот псалом как описание невероятного испытания Давида, служащего прообразом последнего испытания, смертных мук Иисуса, - или же только как пророчество страданий Иисуса за наши грехи. Но в любом случае он может подсказать нам, что делать, когда жестокий мир пытается нас растоптать, а небеса, нам кажется, молчат в ответ на все наши мольбы.

I. КОГДА ВЫ ПОДАВЛЕНЫ, МОЛИТЕСЬ (ст. 2-22)

«Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! Я вопию днем, - и Ты не внемлешь мне, ночью, - и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали Отцы наши; уповали, и Ты избавлял их. К Тебе взывали они и были спасаемы...» (ст. 2-6).

Когда нас начинают преследовать враги или мы оказываемся в беде, этот псалом учит нас, что первый шаг - молиться. Но, молясь, мы должны помнить, что ответ на наши молитвы может прийти не сразу. А на некоторые молитвы мы можем получить совсем не такой ответ, какой нам хотелось бы.

Начинается псалом с картины полного одиночества человека (как он думает), оставленного один на один в его ужасных обстоятельствах: “Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?” Никто не откликается на его вопль о помощи, даже Бог. Он знает, что должен в молитве рассказать Богу о своем преследовании, и он молился; однако его мольба, как ему кажется, остается без внимания. Небеса молчат.

Несчастный праведник так страдает, что это уже не молитвы, а стоны. Он молится не переставая; день и ночь он просит Бога услышать его, но Бог молчит.

Мы бережно храним в памяти слова первых двух строк второго стиха, потому что наш Господь произнес их, ощущая мрак разлуки с Богом, когда “Он сделал [Его] для нас жертвою за грех...” (2 Кор. 5:21). Еврейское “Или” в Мф. 27:46 равнозначно словам “Боже мой” в этом псалме, а “Элои” в Мк. 15:34 - их арамейский эквивалент.

Описание одиночества сменяется указанием на верность Бога по отношению к Израилю в прошлом. Давид знает, что Бог свят, чист, незапятнан и не приемлет никакого зла. Невозможно представить себе, что Бог может быть неверен кому-либо из Своего народа. Он восседал и восседает на престоле славословий Израиля. Его народ восхвалял Его за Его великие дела в прошлом, и их славословия поднялись к Нему. Они были подобны огромному облаку, и Бог принял это облако и позволил ему окружить Свой престол в качестве угодного поклонения. “Несомненно, Господь и сейчас хочет такого же восхваления”, - как бы говорит псалмопевец.

«Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: “Он уповал на Господа, - пусть избавит его; пусть спасет, если он угоден Ему”» (ст. 7-9).

У автора иная ситуация, нежели у его праотцев. Оказавшись в отчаянном положении, он обнаружил, что Бог не слышит его, как слышал его предков. Он думает, что в глазах других он просто червь, беззащитный и никчемный, объект поношения и насмешек. Люди проходят мимо с презрением на лицах, качают головами, насмехаются и глумятся над ним, только усугубляя его горе.

При встрече они говорят ему: “Если ты действительно думаешь, что угоден Богу, попроси Его избавить тебя от той опасности, в которой ты оказался. Он сделает это, если ты угоден Ему.” Они намекают, что Бог Сам навлек на Давида это несчастье за то, что тот не угодил Ему. Похожие слова - а может, и те же самые - приводятся в Мф. 27:43 при описании насмешек толпы над висевшим на кресте Иисусом.

«На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой. Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет» (ст. 11, 12).

В своей молитве Давид напоминает Богу, что верил в Него и служил Ему с самых малых лет. Яхве был его Богом от рождения. Вот его аргумент: “Ты защищал меня с самых первых дней моей жизни. Неужели Ты не будешь со мной сейчас?” Он говорит, что нет никого другого, кто пришел бы ему на помощь. Если его Бог ему не поможет, то помощи ждать больше неоткуда.

«Множество тельцов обступили меня; тучные васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий» (ст. 13-19).

Он сравнивает своих врагов с рогатыми быками, бросающимися на него с намерением убить. Это самые сильные быки из Васана, области с богатыми пастбищами, на которых разводили отменный скот. Затем, сменив образ, он говорит, что его враги подступают к нему с открытыми пастями, как львы к своей добыче.

Он просит Бога воззрить на его. Он обессилен; он подобен вылитой воде, пустому сосуду. Он подобен скелету с костями, выбитыми из суставов. У него нет сердца, ибо оно растаяло, как воск на огне. Он не может рассуждать, так ему больно. Кажется, что язык прилип к гортани, и он не может произнести ни слова.

Он говорит, что Бог позволил выбросить его в смертную пыль, к порогу смерти. Его окружают враги, свора злобных псов, которые приближают его смерть, терзая его руки и ноги. Они пронзают его своими зубами. В пророчестве открывается куда более важная истина: распятие Иисуса с пронзенными ладонями и ступнями.

Преследование превратило его в скелет, и он уже может сосчитать свои кости. Враги ждут его смерти, чтобы поделить между собой его одежды. Нет никаких сомнений, что этот отрывок эхом отзывается во всех четырех евангелиях - в той сцене, когда распявшие Иисуса бросают жребий, чтобы завладеть Его хитоном (Мф. 27:35; Мк. 15:24; Лк. 23:34; Ин. 19:24).

«Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою...» (ст. 20-22).

Описав свое невыносимое физическое и духовное состояние, Давид вновь взывает к Богу, умоляя удалить от него врагов и скорбь.

Эта картина одиночества и отчаяния, изображенная псалмопевцем, позволяет нам почти реально увидеть его растерзанное тело, услышать мольбу к Богу о помощи. Но пока Бог не считает нужным отвечать ему. Автор псалма знает, что ему нужно продолжать молиться и описывать Богу свои мучения.

То, что нужно молиться, когда мы не видим Божьего ответа, - трудный урок для нас. Однако псалом учит, что при отсутствии ответа мы должны говорить Богу, что не получили ответа на наши молитвы. Когда в вашем сердце духовный конфликт, опуститесь перед Богом на колени.

II. КОГДА ВЫ ПОДАВЛЕНЫ, ВОСХВАЛЯЙТЕ ЕГО (ст. 23-27)

«Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. Боящиеся Господа! Восхвалите Его. Все семя Иакова! Прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля! Ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал в Нему. О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его. Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!» (ст. 23-27).

Второй необходимый шаг для человека, когда он повержен, - восхвалять Бога. Чтобы прославить и возблагодарить Бога, годится любое время - даже самые страшные испытания.

Здесь псалом резко меняет свою тональность. Похоже, автор решил воздать хвалу Богу, как будто Он уже ответил ему. Так, возможно, запело в предвкушении верящее сердце.

Автор Послания к евреям заимствовал фразы “Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя”. В Евр. 2:12 эти слова вложены в уста Иисуса. То, что в Ветхом Завете названо “собранием”, Новый Завет называет церковью. Иначе говоря, Давид поведет своих братьев израильтян в восхвалении и прославлении Бога, потому что он знает, что Бог всегда чувствует боль несчастных и слышит вопль Своего народа.

Далее псалмопевец говорит, что Бог - Источник его восхваления. Давид принесет Ему жертвы благодарения и исполнит обеты, которые он дал (Лев. 3). Он пригласит бедных разделить с ним жертвенную трапезу и возрадуется вместе с ними Божьей благости. За этой трапезой он призовет отчаявшихся собраться с духом и восславить Бога. Он пожелает им: “Да оживит вас мысль Бога, защищающего Свой народ”.

Здесь перед нами картина человека, который и во мраке душевной боли уповает на Бога. Давид не получил ответа на свои молитвы, но он верит, что получит его, ибо знает, что Бог исполнен милости и благодати. Он так полно доверяет Богу, что может восхвалять Его за то, что когда-то в будущем Он все же ответит на его молитвы.

III. КОГДА ВЫ ПОДАВЛЕНЫ, УПОВАЙТЕ НА НЕГО (ст. 28-32)

«Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он - владыка над народами. Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть. Потомство мое будет служить Ему и будет называться Господним вовек...» (ст. 28-32).

Третий шаг, который мы должны сделать, оказавшись поверженными, - верить, что Бог обернет ситуацию так, чтобы она соответствовала Его воле.

Дальше Давид говорит о Боге, будущем человечества и мира. Давид знает, что придут дни, когда Бог дарует благодать всем людям. Он верит, что придет время, когда все будут поклоняться Богу, ибо Он истинный Царь земли и владыка всех народов - знают они об этом или нет. Даже богатые обретут силу в поклонении Богу. А те, кто подошел к порогу смерти, благодаря Богу обретут новую надежду и оживут.

Малое число людей будет служить остальным, и немногие благословят многих. У Бога всегда будет горстка тех, кто будет вдохновлять других поклоняться Ему. Весть о добрых делах Бога будет передаваться от одного поколения к другому. Псалмопевец верит, что начатую им молитву подхватит Израиль, а за ним и весь мир, даже в грядущих веках.

Автор всецело уповает на Бога и смотрит на будущее в свете того, как Он относился к Своему народу в прошлом. Те, кто в Божьих руках - будь то отдельный человек, народ или целый мир - находятся в надежных руках, благодаря которым совершаются славные дела.

Используя описание псалмопевцем восхваления Бога в будущем, Святой Дух на более высоком уровне предсказывает то время, когда даже язычники восславят Бога и будут уповать на Него. Это пророчество говорит о смерти, погребении и воскресении Иисуса, а также о распространении евангелия во всем мире в эпоху христианства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Давайте отдадим должное тому, как псалмопевец встретил свое отчаянное положение. В самый пик страданий он всем своим существом молился своему Богу. И хотя Бог не слышал его молитв, он все равно продолжал молиться. Он вложил в мольбу всю свою душу и был намерен восхвалять Бога, потому что знал, что когда-то Бог придет ему на помощь и сделает это так, как Ему будет угодно. В своем славословии он предвосхищал будущее. Каким бы мрачным ни был настоящий момент, он верил, что Бог сотворит нечто удивительное для него, для Израиля и для всего мира.

В своих мольбах к Богу о настоящем и будущем и в своей вере в Него Давид продемонстрировал то, как мы должны реагировать на любой кризис в нашей жизни. Мы должны молиться об этом, воздавая Богу хвалу за то, кто Он есть, что Он делает и что еще сделает для Своего народа. Мы должны верить, что и сегодня, и завтра Он совершит удивительные дела.

Когда мы не видим Божью руку, мы можем верить Его сердцу.

Евреям | Исследование Писания | Дзен