Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Что нужно узнать для начала, чтобы лучше преуспеть, изучая джаз на гитаре?

Оглавление

Неизменный недостаток подавляющего большинства гитаристов и причина того, почему так много гитаристов звучат одинаково, заключается в том, что они имеют ужасную тенденцию слушать только гитарную музыку.

Студентам, изучающим джаз-гитару, нужно знать, что сделало бы их намного лучше — это музыка, которая не является гитарной музыкой. Для этого есть две причины: одна более идеалистическая и амбициозная, а другая — более циничная.

Идеалистическая причина

Есть много отличной музыки, написанной для гитары и сыгранной на ней. Но есть гораздо больше отличной музыки, написанной не для гитары. И прослушивание этой музыки может расширить кругозор музыканта и его представление о том, что возможно в музыкальном плане. Тогда как прослушивание только джазовой гитары лишь расширит его представление о том, что уже было сделано на джазовой гитаре.

В джазе есть неистовое творчество бибопа: высокое качество игры Чарли Паркера, головокружительная скорость и точность Диззи Гиллеспи и бесконечный поток мелодий, который сумел создать Бад Пауэлл. У Телониуса Монка есть гармоническая тонкость и ритмическая изысканность, а множество мастеров джаза побывало в его группе в какой-то момент. Все они утверждали, что учились у него. Пройдите школу Монка, и вы тоже кое-чему научитесь.

Ещё есть разносторонняя, постоянно меняющаяся, но всегда узнаваемая музыка Майлза Дэвиса. Как гитаристу можно сыграть, как Майлз, с его длинными неподвижными нотами, висящими в воздухе? Можно ли вообще обойтись в звучании без чрезмерного вибрато? Это один из технических вопросов, который сейчас меня беспокоит...

Есть вулканическое творчество Джона Колтрейна, безграничная фантазия, смекалка и энергия Сонни Роллинза. Тонкое взаимодействие Билла Эванса и его ритм-секций, способность Кита Джарретта превратить фортепиано в целый мир звуков, невероятный путь Брэда Мелдау.

А ещё есть классическая музыка! Почему бы не поступить так, как Мелдау, и не изучить Брамса и всех остальных, кто попадётся вам на ухо? Баха уже «сделал» в джазовой форме Жак Лусье. Результат, по крайней мере, на мой слух, не является ни хорошим Бахом, ни хорошим джазом, но это моё мнение. Тем не менее есть множество других авторов и исполнителей, которых можно послушать.

Видео: «Jacques Loussier - Toccata And Fugue in D Minor».

Кроме того, есть все остальные музыкальные произведения мира: народная музыка, индийская классическая музыка, арабская музыка. Многочисленные музыкальные произведения Африки — от Мали до Южной Африки через Нигерию и Гану, повсюду.

Цель состоит в том, чтобы играть Музыку, а джаз — это просто язык, который мы выбрали для использования. Доступ к музыке можно получить разными способами, и сознательный ученик будет искать её во всех формах. Никогда не знаешь, что в итоге окажется полезным.

Итак, это идеалистическая причина: слушайте любую музыку, потому что мы служим Музыке, которая превыше всего.

Циничная причина

Вы знаете, как всегда легко определить, кто повлиял на гитариста, просто послушав его? Большинство гитаристов, очевидно, играют лики и фрагменты, созданные другими гитаристами.

Слушайте исполнителей на других инструментах — саксофоне, фортепиано, трубе и так далее, и разучивайте их партии. Таким образом людям будет намного сложнее определить, кого именно вы сейчас обкрадываете...

По материалам публикации (англ.).

Из комментариев

Сколько джазовых гитаристов нужно, чтобы поменять лампочку? Один, чтобы заменить лампочку, и десять, чтобы поспорить о том, как бы это сделал Пэт Метени. Хотя нет, десять должны обсудить ту удивительную лампочку, замену которой они видели на YouTube или где-то на концерте три года назад...

***

Джаз развился из неправильных и плохо сыгранных нот, которые показали, как мы можем искренне любить небрежную или «грязную» музыку, когда она работает мелодично и ритмично. Мой совет — пробовать вообще всё, что только не повредит ваш инструмент, ваше тело или тела других людей. Так вы найдёте себя в инструменте.

Дэвид Н. Бейкер в своей книге о музыкальном стиле Сонни Роллинза, которая является учебником по джазу (а не просто эссе), лаконично отмечает: «Кажется, он часто использует случайные замены». Автор и эксперт по музыке Сонни Роллинза прямо говорит в одном месте: «Я вообще не знаю и понятия не имею, чем он занимался иногда». Сонни Роллинз действительно любит, образно говоря, бросать всё в стену и смотреть — прилипнет или нет?