Стоп, без паники! Я прекрасно помню, что Есенин прожил 30 лет и ему не удалось вкусить всех прелестей жизни, которые возникают в более зрелом возрасте. Я лишь хочу обсудить с вами тему: меняется ли человек в любви, становясь старше. У Сергея Александровича как раз много строчек по этому вопросу.
Стихотворение, о котором я хочу с вами поговорить, я читала на конкурсе чтецов в школе. Какой-то стыд меня охватывает: почему ни родители, ни педагог по литературе не оспорили мой выбор? Почему не перенаправили его на белые березки и бездомных собак?
Произведение взрослое, интимное, чувственное. С определенными выводами, сделать которые можно только набравшись опыта.
Я же руководствовалась тем, что про любовь учить легче, чем заковыристые метафоры о природе. Вышла на сцену, прочитала. Зал замер.
Еще бы, девочка в застиранном свитере и косичках такое выдает. Правда, мне досталось второе место. Первое взяла моя конкурентка, которая читала стихотворение Есенина о матери, и плакала навзрыд.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я же слезы давить не стала, второе место - тоже результат. И по сей день по мужчинам не плачу, есть дела поинтересней.
Но я отвлеклась, простите.
Ну так вот, Есенин считает, что человек, который влюблялся не раз, испытывал острое чувство очарования, ревности, сомнения и потери, уже не способен любить.
А если и полюбит, то не самого человека, а свои собственные ощущения, и человек этот будет удивительным образом напоминать ему того, с кем судьба разлучила. Или ту, с кем чувства достигали своего апогея.
Этой мыслью пропитана вся поздняя лирика поэта. А может, ему просто перестало везти в любви, он тщетно пытался найти родную душу.
У Коко Шанель есть фраза, которая вторит есенинской идее:
"Как ни крути, женщина в жизни мужчины бывает только одна. Все остальные — ее тени…"
Мой близкий друг три раза был женат. Первая жена ушла от него, и две другие были попытками все исправить. Новые жены как две капли воды были похожи на первую, но все не то... Потом 20 лет осознанного одиночества.
И тут в его жизни появилась Татьяна. Умница, красавица, на 10 лет моложе. Проявила инициативу, хотя такие женщины, как Таня, на дороге не валяются. Образована, хорошо зарабатывает, своя недвижимость. Мужчина ей нужен, чтобы в театры под ручку ходить. Все остальное она прекрасно может сама.
А мужчина стал носом крутить и придираться по мелочам. Видимо, это Таню и раззадорило, потому что другая давно бы обиделась и ушла. А Таня баловала его вкусными блюдами собственного приготовления и дарила оригинальные подарки. Моталась к нему в больницу.
"Почему ты не женишься на ней? Уведет другой, а ты будешь локти кусать" - спрашивала я с недоумением.
"Она не та..." - отвечал он. Этим все было сказано.
Это тот самый случай, когда в жизни случилась грандиозная любовь, которая затмила все последующие. Надолго, если не сказать навсегда. Того накала страстей уже не будет, а чего-то средненького - и не хочется.
А в других вариациях? Возможна любовь после вереницы ярких вспышек чувств и разочарований?
Есенин уверен, что нет:
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,—
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Но сам же поэт и дает подсказку: есть люди, у которых дар любви не отнять. Это те, кто без пепла в душе. Те, кто умеют прощать обиды и не держать зла, отпускать с Богом тех, кому суждена другая дорога. Отгораживаясь от любви, вы не любви боитесь, а другого. Боитесь не справиться с ее побочными эффектами.
У Эдуарда Асадова есть прекрасные слова:
Пока ты дышишь — ты всего лишь дышишь,
А вот пока ты любишь — ты живешь!