Найти тему

Самостоятельность или контроль. Степень вовлеченности родителей в учебу детей

Среди родителей не утихают споры: давать ребенку полную самостоятельность или жестко контролировать учебу. И если контролировать – до в какой мере и до какого возраста.

Спор этот вечен. Потому как все дети разные.

Есть те, кто в первом классе проявляют чудеса самостоятельности и ответственности, всегда записывая домашнее задание и никогда ничего не теряя. Они – гордость и опора учителя в начальной школе Их родители, особенно если это единственный или самый старший в семье ребенок, просто захлебываются от гордости и поучают всех остальных. Типа, вы просто не умеете воспитывать! Надо правильно воспитать и тогда поплевывать в потолок, пока чудо-ребенок все делает сам.

Не редкость полная противоположность. Школьник вроде и не глупый, но страшно рассеянный, неорганизованный и все вечно забывающий и теряющий. Домашку записать не успел, форму спортивную забыл, шапку потерял, о том, что надо сдать три поделки и рисунок, сказал в 10 вечера накануне... Родители хватаются за голову и проверяют не только его домашнее задание (а то и стоят над ним, пока делает), но и собрал ли рюкзак в школу. Часто почти до средних классов.

Ну и бесчисленное множество вариантов между этими двумя типажами. Когда в чем-то помощь не требуется, а в другом предмете без нее не обойтись.

В родительских чатах всю начальную школу было вечное противостояние мам и пап, у которых дети нуждаются в помощи и наставлении, и тех, кому повезло со своими самостоятельными. Последние капс-локом кричали, что хватит влезать в учебу – пусть сами делают все, даже невыполнимые для ребенка презентации и проекты, которыми ныне наводнена программа. Первые лениво отбивались, параллельно спрашивая у друзей по несчастью – родителей обычных детей – как в рабочей тетради кроссворд составили…

В средней школе ситуация немного поменялась. Детям сложно дается переход от одной учительницы ко многим преподавателям. У них разные требования, разные любимчики, разные манеры объяснять. Тем ученикам, родители которых занимались с ними и контролировали процесс учебы, адаптация далась на удивление лучше и быстрее, чем самостоятельным. У самой успевающей ученицы в классе сына в конце первой четверти был нервный срыв. Дома родители привыкли, что она даже маленькая все делала сама, а в 5 классе это оказалось очень трудно с непривычки в новых требованиях. Хотя бы первое полугодие, я думаю, надо было вникать домашним и помогать.

К старшим классам ситуация еще сильнее меняется. Те, кого контролировали, наконец-то умнеют (не все, но многие) и видят сами, для чего им нужна учеба. Да и привыкли уже все делать – хочешь - не хочешь, а надо. А вот умные и схватывающие на лету могут вдруг обнаружить, что на общем интеллекте некоторые предметы не преодолеешь, не все дается легко, часто нужна помощь. Хорошо, когда родители тоже это понимают. Сами помочь не могут, так репетитора наймут. Но не редко родители ребят, которые всегда все свои проблемы решали сами, вдруг возмущаются и начинают обесценивать проблему. «Ты же все понимал всегда? Что такое? Не понимаешь? Да как же так? Старайся, слушай, спрашивай!»
Фото с сайта Pixabay
Фото с сайта Pixabay

В классе моей дочки были ситуации, когда троечники к старшим классам выходили в стабильные хорошисты и приближались к отличникам. А дети с потенциалом, даже получившие свидетельство особого образца в 9 классе за два последних года съезжали по учебе и речи уже не только о золотой медали не шло, а переживали о том, сдадут ли они ЕГЭ на проходной балл.

Поэтому я считаю, что родители должны быть вовлечены в учебу детей. В какой степени – зависит от психотипа и характера ребенка, а также его способностей. Кому-то можно раз в неделю оценки проверить в электронном журнале, а с кем-то до 7 класса требуется проверять домашнее задание и беседовать время от времени с учителями.

Причем нельзя сказать, что чем старше ученик, тем меньше его надо контролировать. Иногда даже больше. Вмешательство родителей предотвратило не одно бездумное решение «забить» на учебу, если случалось вовремя.

Предвижу «белые пальто», рассказы, что «вот я не знала, в какой школе мой учится, имя классной не ведала, аббревиатуру ЕГЭ расшифровать до сих пор не могу, а он золотой медалист-умница и нобелевский лауреат…» Может быть, хорошо, если так.

Но я, как мама очень собранной и ответственной девочки-отличницы и не очень собранного мальчика-хорошиста и лентяя, могу сказать: вам просто с ребенком повезло, был бы иной на его месте – мог бы и школу при такой пофигистке-маме не окончить...

Так что сколько детей - столько и "рабочих" методов контроля учебы. У вас какой?

Спасибо за лайк и подписку!

#семья #дети #учеба детей #родители и дети #контроль или самостоятельность #семья и школа #психология отношений