Найти тему
Кино без мужа

КАНАЛУ "КИНО БЕЗ МУЖА" — ГОД! НЕМНОГО ИСТОРИИ. ПРАЗДНИЧНЫЙ ВЫПУСК: МЕРАЛ ОКАЙ О РАБОТЕ НАД СЦЕНАРИЕМ ВВ.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сегодня каналу "Кино без мужа" исполняется год! Хотя, если быть точной, первые статьи я выложила 6 ноября 2021 года, 5 штук и... пошли первые показы, первые лайки, комментарии и... подписчики! На дзене действовала старая система рекомендаций, и уже к вечеру стало понятно, что смысл продолжать есть. На монету я вышла за неделю. Писала про сериал "Великолепный век", хотя изначально этот канал задумывался именно под советское кино.

Когда в 2020 году страна сидела на карантине, меня потянуло на советские фильмы. Я поняла, что мне так не хватает чего-то жизнеутверждающего и успокаивающего, внушающего надежду... Я пересмотрела много разных фильмов, и те, что уже смотрела ранее, и те, о которых впервые прочитала в блогах у коллег. Набросала штук 10 черновиков и... отложила дело в долгий ящик.

А в 2021, насмотревшись в интернете нарезок из "Великолепного века", я заинтересовалась сериалом. В плане, что это за бред и кто такое будет смотреть? "Знай свое место"!.. "Я — госпожа и непростая"!... Мне было так смешно пересматривать все эти эпизоды раз за разом... и вот, из любопытства, я включила первую серию и... была поражена и сценарием, и игрой актеров. Я не могу сравнивать турецкий сериал с советским кинематографом, но нечто общее с ним у 1 и 2 сезонов ВВ проглядывается.

Так в мою жизнь вошел ВВ, и я долго стеснялась рассказывать знакомым, что так низко пала и смотрю сериалы))) Но чем дольше я писала разборов о героях ВВ, тем больше понимала, что этот сериал вошел в мою жизнь неслучайно. Борьба главных героев — Хюррем-султан и Ибрагима — за свое место под солнцем, в условиях, которые исключают шансы на победу, вдохновила и меня на некоторые перемены в моей жизни.

Этот сериал стал для меня своеобразной психотерапией после мучительных 5 лет работы в школе, где из любого человека пытаются выдавить все человеческое, сделать бездушным винтиком системы, безвольной жертвой, куклой, которую можно дергать за многочисленные веревочки. (Да сейчас это происходит повсюду!) Да, наша школа и гарем султана Сулеймана, как ни странно, имели много общего)), во всяком случае, страсти и там, и там кипели нешуточные.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Хюррем и Ибрагима часто ругают разные неустойчивые личности... да, оба этих персонажа совершили немало жестокостей. Но оба они были правы в своем нежелании сдаваться и хотели прожить жизнь наперекор судьбе. Драматичность сюжета ВВ на пределе. И человечность — несмотря на весь жестокий антураж османского средневековья.

Сериал получился жизненным: в нем нет ни одного счастливого персонажа. Все — от последней служанки до великого султана — сполна изведали горестей и бед в этой жизни. Поэтому я сочувствую всем (кроме, разве что Нигяр и Мустафы, поскольку эгоизм у обоих зашкаливал) — и любимым персонажам, и нелюбимым. И пусть это всего лишь сериал со всеми недостатками, свойственными этому жанру, но он заставляет задуматься о главном, о непреходящих человеческих ценностях, о дорогой цене, которую мы платим, в погоне за исполнением своих желаний, о том, что ни "ни один человек не является островом, целым сам по себе"...

В ВВ очень много сцен, от которых разрывается сердце, и поэтому герои становятся по-настоящему близкими и родными. Всех их мы знаем по именам, как и актеров, сыгравших их. Но не все знают, что главный человек ВВ — это не Мерьем Узерли, не Халит Эргенч и не Окан Ялабык. Это — Мерал Окай, главный сценарист, человек, без которого бы не было "Великолепного века".

Я хочу рассказать об этой талантливейшей женщине, которой мы обязаны появлением великолепного сериала. Я прочитала о Мерал все, что нашла в рунете, а потом полезла на турецкие сайты и с помощью переводчика по крупицам добывала материал. Я не владею турецким, но я понимаю принцип его грамматики, по языковому строю он схож с венгерским, который я учила в университете. Поэтому у меня были способы проверить, насколько правильно поняла информацию. В статье я привожу факты, которых нет в рунете, но только то, в чем на 100 % уверена.

Мерал Окай. Фото из открытых источников
Мерал Окай. Фото из открытых источников

Мерал Окай — это человек, вдохнувший жизнь в проект под названием "Великолепный век". Она была главным сценаристом 1 и 2 сезонов, 3-й писался по ее наработкам, а на 4-м все закончилось, и далеко не так триумфально, как могло бы, ведь новый сценарист сильно подпортил шедевр, с такой любовью создававшийся Мерал. Именно она создала сюжет, наделила исторических Хюррем, Ибрагима и султана Сулеймана яркими индивидуальными чертами, дала им возможность рассказать свою удивительную историю.

Съемки сериала длились 4 года, с 2011 по 2014. Но идея сценария появилась у Мерал, которую всегда привлекала тема истории Османской империи, еще в 2008. Будущий продюсер сериала Тимур Саджи нашел эту идею интересной, но еще около 3 лет потребовалось, чтобы воплотить ее в жизнь.

Отдельная история, как проходил подбор актеров на главные роли. Первым, еще до утверждения сценария, стал Халит Эргенч, которому предложили сыграть султана Сулеймана. Около 1,5 лет Халит ожидал начала съемок, работая в театре и отказываясь от участия в других проектах. Вторым был Селим Байрактар, Сюмбюль-ага. Роль евнуха была написана непосредственно под Селима, другого актера в роли Сюмбюля создатели сериала не рассматривали.

Главной проблемой сериала стал поиск актрисы на роль Хюррем. Мерьем Узерли "нашли" буквально за неделю до начала съемок. На тот момент на роль хасеки рассматривали Ойкю Челик. Внизу ее фото, можно пофантазировать, какой была бы Хюррем в ее исполнении.

Ойкю Челик, турецкая актриса. Фото из открытых источников
Ойкю Челик, турецкая актриса. Фото из открытых источников

Первый сезон «Великолепного века» в Турции вышел на экраны в январе 2011 года. А чуть больше чем через год, 9 апреля 2012 года не стало Мерал Окай. Онкология. Так дорого обошлась Мерал работа над сериалом, покорившим мир.

Действительно, команда "Великолепного века" пережила по-настоящему тяжелые времена, едва только успев приступить к работе. Еще до появления трейлеров их обвинили в предательстве исторической памяти, назвав их проект безумием. Съемочное группе поступали угрозы, была организована настоящая травля. В Турции, как оказалось, сильна историческая память о временах рабовладельческого строя, поэтому многие обвинили Мерал Окай в дерзости и кощунстве: как она, потомок рабов, смеет писать о великом падишахе... Прессинг был жуткий, я склоняюсь к мысли, что стресс стал причиной развития онкологии. Мерал ушла в 52 года, 9 апреля 2012 года. Все свое состояние она завещала на благотворительность.

Мерьем Узерли и Нур Феттахоглу на прощании с Мерал Окай. Фото из открытых источников
Мерьем Узерли и Нур Феттахоглу на прощании с Мерал Окай. Фото из открытых источников

Однако несмотря на неодобрение и открытые выпады в свою сторону, Мерал продолжала работать буквально до последних дней. Журналистам она сказала так:

”Это мой ребенок, я не отпущу его руку".

Эпизоды из интервью Мерал Окай о работе над сериалом

Мерал Окай. Фото из открытых источников
Мерал Окай. Фото из открытых источников

* Ожидали ли вы такой реакции, приступая к работе?

Нет. Конечно, я знала, что меня будут критиковать. Но я не ожидала, что столкнусь с такой волной ненависти. Никто из нас не ожидал такого. Как только появились трейлеры сериала, нас начали бомбить жалобами — еще до того, как сериал вышел на экраны.

* Каково было ваше отношение к происходящему?

Удивление. Возможно, я все еще не потеряла способность удивляться в этой стране, потому что слишком оптимистична.

* Было ли желание отказаться от работы?

Нет. Как можно отказаться? Это мое детище, над созданием которого я проработала 2,5 года. Я не могу отказаться от своего ребенка. Он вырастет так или иначе, я не отпущу его руку. Конечно, мне было обидно. Мы столкнулись с настоящей истерикой, с совершенно необъективной оценкой. Никто не задавал нам вопросов, не пытался понять, какую цель мы преследуем. Мне хотелось разобраться, что стало причиной? Что вызвало эту волну недовольства?

Некоторые люди считали, что Вы не имеете права рассказывать о династии, будучи "рабского происхождения"? Вам известно это мнение?

Да, мне известно об этом. Это была спланированная акция, нам известно, какие учебные заведения (!) к причастны к ее организации.

Вам поступали прямые угрозы?

Да. В компанию поступило множество угроз. Конечно, можно попытаться не воспринимать их всерьез. Но разум призывает к осторожности. Я солгу, если скажу, что мне не страшно. Любому здраво мыслящему человеку будет страшно, поскольку известно, что может случится с людьми, посмевшими идти против общего мнения в нашей стране (!). Мы подали заявления в полицию.

* Какова была реакция членов династии и как это повлияло на Вас?

Я была удивлена, когда увидела по ТВ выступление некой дамы с таким примерно посылом: как о бессметной касте, о династии великих падишахов, может рассказывать потомок простых рабов. Озвучила ли она мнение представителей династии, мне неизвестно. Но если у них есть ко мне вопросы, я готова к диалогу.

* Когда вы захотели рассказать историю султана Сулеймана (*в Турции его часто называют Кануни — Справедливый, Законный. Так его называет и Мерал)

Я серьезно изучала историю. Времена Сулеймана Кануни богаты на яркие личности. Сулейман, Хюррем, Ибрагим, Мустафа, Баязед, Джихангир, Селим... Вся эта семья — такие сильные и драматичные персонажи, они не могут не поражать воображение творческого человека, автора.

* Вы сумели разглядеть в них то, что не увидели историки?

Конечно, мы черпаем вдохновение в истории, отталкиваясь от нее, но исторические факты — сражения и победы — для меня лишь основа. То, что я хочу выдвинуть на первый план — это психология персонажей, личностей, которые добились огромного, невероятного успеха, их конфликты с судьбой, их любовь и страсть, их ненависть, их стремление к власти.

* Но ведь не так много сохранилось свидетельств об их личностях.

Это так. Но мы можем понять нечто, отталкиваясь от роли, которую они сыграли в истории. Есть вещи, которые можно с уверенностью предположить относительно характера их поступков. Официальная история говорит о победителях, проигравших и предателях. Но все они в первую очередь люди. Отношения этих людей к султану Сулейману нельзя вынести за скобки. А его страсть к Хюррем — известный факт, эта женщина очень много значила для него.

* Как ей это удалось?

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Не думаю, что дело только в физическом влечении. Не забывайте, что эта женщина родила 6 детей султану! Их союз точно держался не на одной страсти. Они были не только любовниками, но и политическими единомышленниками, союзниками. Власть была краеугольным камнем в этих отношениях, она задавала им направление.

* Был ли момент в работе над сценарием, когда вы сказали: "Вау, вот это да"?

Я была очарована романтичностью Сулеймана. Когда я впервые прочитала его стихи, посвященные значимым для него людям, я не могла прийти в себя день или два. Я встретилась с большим романтиком. Страстным, злым, влюбленным, грустным, но большим романтиком..

* Вы так говорите, словно сами влюблены в Сулеймана Кануни...

Нет, но я восхищаюсь им. Я также восхищаюсь Хюррем и Ибрагимом. Они прошли путь от простых рабов до практически равноправных партнеров султана. Увы, им не суждено было поделить Сулеймана.

* Что вдохновляло вас на диалоги, происходящие между султаном и Хюррем наедине?

Эти разговоры — то, о чем никто не узнает... Это то, как я их вижу. У меня есть любовные письма Хюррем, стихи Сулеймана. Я взяла их за отправные точки. Кроме того, я анализирую, какие конфликты могли возникать в подобных отношениях, в этой невидимой борьбе за власть между мужчиной и женщиной. Человек не подчиняется на сто процентов ни своему мужу, ни своей жене. Эта борьба характеров позволяет отношениям не превратиться в рутину. Хозяин и раб иногда меняются местами.

* Вы пишете, вспоминая свои отношения?

Я ни разу не состояла в отношениях с падишахом. Это были простые мужчины, которые интересовались искусством, но не более. Поэтому ничего своего я не могу привнести в отношения султана и Хюррем.

* Кто ваш любимый персонаж?

-8

Я люблю султана, конечно. Но Ибрагим — это мой человек! Он очень мне близок по духу, я его очень люблю.

* Что было самым трудным в работе над сериалом?

Было трудно сохранять спокойствие, когда множество людей, не вызывающих у меня доверия и уважения ни как люди, ни как профессионалы, называли меня посредственностью. Люди, чьи моральные принципы не выдерживают никакой критики, называли меня аморальной. Это было очень неприятно.

* Как вы смогли справиться с этим?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Веря в результат. Я доверяла своей работе. Я была не одна, 200 человек работают над этим проектом уже несколько месяцев.

* Как вы убедили продюсеров, что стоит браться за этот проект?

Любой крупный кинопроект — большой риск. Мы с Тимуром Савджи старые друзья, работали вместе во многих проектах. Когда я рассказала об идее сериала ВВ, Тимур без колебаний сказал: ”Мы этим займемся".

* Консультировал ли вас кто-то при написании сценария?

Я работаю с двумя очень ценными консультантами по истории. Мне предложили консультанта, он 22 года работал во дворце Топкапы, искусствовед, доктор медицинских наук. Эксперт, который знает историю каждого камня во дворце. Если мне указывали на недочеты в сценарии, я переделывала это.

* Что помогало вам в работе?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Я много раз брала кофе и подолгу сидела во дворе дворца Топкапы, обдумывая характеры своих персонажей. У меня была своя программа чтения: документы, которые предоставили мне наши консультанты, докторские диссертации.

* Испытывали ли вы какие-то особые трудности при работе?

Мне было трудно заставить Сулеймана говорить. До этого я никогда не создавала образы падишахов. Я писала сценарии об обычных людях, о наших с вами современниках. Первые несколько месяцев я мучилась, пытаясь представить, как говорил султан. Его речь должна была быть особой, отличаться от речи всех остальных персонажей, подчеркивать, какая пропасть отделяла его от остальных людей. Признаюсь, мне было трудно подбирать для него слова. Мне не от чего было отталкиваться, создавая язык Сулеймана.

Мерал без преувеличения вложила душу в свою работу. Критика и травля стала сильнейшим ударом, который привел к трагическим последствиям. Да, словом можно убить. Благодаря этой женщине весь мир узнал великую историю любви султана Сулеймана и его Хюррем. Как жаль, что вместо признания она получила такую черную неблагодарность от своих соотечественников.

Я давно готовила эту статью и думаю, вполне символично, что она выходит именно сегодня, ведь канал "Кино без мужа" тоже отчасти обязан ей своим появлением, хоть в итоге я стала писать не только о ВВ, но и воплотила свою мечту — делать разборы советских фильмов.

Кстати, это юбилейная, 200 статья на канале:)

😍🎂🥂🎁Друзья, если вы хотите поздравить меня и поблагодарить за мою работу, вот номер карты СБЕРБАНКА 2202201591457789, куда вы можете перевести свой бакшиш:)

СПАСИБО ВСЕМ, КТО ПРОВЕЛ ЭТОТ ГОД СО МНОЙ!