Найти в Дзене
Не учебник истории.

Что может рассказать Елизавета Вудвилл о Войне роз. Часть 3

Начало здесь.

5. Ричард III и Елизавета Йоркская

Существует теория, согласно которой Ричард намеревался заключить брак с Елизаветой Йоркской и что она была с этим согласна. Тем не менее, мы уже знаем, что Ричард публично опроверг эти слухи. Это тот самый момент, когда вы сами для себя решаете был виновен Ричард или нет. И зависит это от того, чему вы верите:

  • Считаете ли вы, что Ричард намеревался жениться на Елизавете Йоркской;
  • Верите ли, что Елизавета Вудвилл допустила бы .

При дворе Ричарда III. Изображение из открытых источников
При дворе Ричарда III. Изображение из открытых источников

Событием, после которого это произошло, стало Рождество 1484 года, через девять месяцев после того, как принцессы Йоркские покинули святилище. К тому времени Елизавета Вудвилл и ее младшие дочери поселились в деревне, а Елизавета Йоркская присоединилась ко двору Ричарда по приглашению его и его жены королевы Анны. Ситуация в стране была напряженной.

  • Королевская чета находилась в подавленном состоянии - их единственный законный ребенок умер в начале этого года, оставив короля без прямого наследника.
  • Параллельно, Генрих Тюдор сбежал из Бретани во Францию, где правительство Карла VIII (во главе с его регентом и сестрой, герцогиней де Бурбон) намеревалась использовать Тюдоров для дестабилизации Англии.
Анна Невилл и Елизавета Вудвилл. Изображение из открытых источников.
Анна Невилл и Елизавета Вудвилл. Изображение из открытых источников.

Не стоит забывать, что бабушкой Генриха Тюдора была Екатерина Валуа, французская принцесса, сделавшая его двоюродным братом короля, а после 1475 года между Ричардом и династией Валуа не существовало теплых отношений. Проще говоря, мощь и угроза со стороны Тюдоров росла, а Ричард потерял уверенность и стабильность, лишившись единственного наследника.

Свидетели рождественских торжеств были возмущены проявленным весельем в период траура по принцу и многочисленными сменами нарядов королевой Анной и Елизаветой Йоркской. Всех поразил тот факт, что Елизавета была одета так же, как и королева. Самой очевидной причиной недовольства придворных был четко установленный церемониал. Заметно различающееся положение двух женщин не позволяло им носить одну и ту же одежду. Одежда указывала на статус, и пока Анна была королевой, Елизавета Йоркская по закону считалась незаконнорожденной. Второй, менее обоснованной причиной слухов стали домыслы придворных. Учитывая, что Анна Невилл за 12 лет брака подарила Ричарду всего одного ребенка, и он был мертв, с быстротой света родилось множество предположений о планах короля. Поползли слухи, что он либо намеревался развестись с ней, либо подождать до ее смерти, чтобы заменить ее Елизаветой Йоркской, 18-летней дочерью весьма плодовитой Елизаветы Вудвилл.

То, что Ричард мог думать о разводе, не является чем-то странным. Пятьдесят лет спустя Генрих VIII поступил именно так, когда развелся с Катериной Арагонской ради Анны Болейн. Бесспорно, Ричард должен был обеспечить Англии наследника, и в его брачном контракте с Анной Невилл была оговорка, которая могла бы облегчить дело. Известно, что Ричард вел переписку с Папой, но содержание этих писем осталось для потомков тайной. Нельзя исключать возможность того, что это было предварительное обсуждение развода.

Необходимость развода отпала сама собой спустя всего три месяца. Анна умерла в марте 1485 года, но ее болезнь и смерть только укрепили веру общественности в то, что Ричард хотел жениться на своей племяннице. Со всех сторон слышались слухи, что король в последние месяцы жизни жены «избегал» находиться рядом с ее постелью. Однако, учитывая, что Анна умерла от туберкулеза, а здоровье короля – это всегда вопрос государственной важности, наиболее логичным выводом является то, что врачи запретили ему это общение. Те, кто верит в обвинения, которые сопровождают Ричарда на протяжении веков, склонны полагать, что он ее отравил, однако доказательств этому нет. Как уже сказано выше, наиболее вероятной причиной смерти молодой женщины стал туберкулез. Тем не менее, смерть королевы только усилила слухи о том, что Елизавета Йоркская вот-вот станет второй женой короля Ричарда.

Аргументом в пользу того, что план этого брака был реальным, основан на письме Елизаветы Йоркской Джону Говарду, герцогу Норфолкскому в феврале 1485 года. В нем она обсуждает свое желание вступить в брак и сетует на то, что Анна все еще жива. Тут снова возникает вопрос о правильности интерпретации написанного. Для кого-то это письмо развеивает миф о верной жене и любящей матери Елизавете Йоркской – образ, который сохранился за Елизаветой в истории. Для других, говорит о том, что между ней и Анной Невилл не было любви и дружеских отношений. Да, вполне возможно, что Елизавета желала вступить в брак, но письмо не дает точного указания на то, что она надеялась на брак именно с Ричардом. Так же в письме нет прямого указания на то, что Ричард планировал брак с Елизаветой.

Другая вероятность заключается в том, что Елизавета все еще намеревалась выйти замуж за Генриха Тюдора и сама раздувала пламя слухов о ее предполагаемом браке с Ричардом, прекрасно осознавая, насколько разрушительными они станут для короля. Это было бы неплохим политическим ходом для 19-летней девушки, и это вполне возможно. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов возможность, что Елизавета вообще не говорила в письме о Ричарде, а ссылалась на посольство, которое недавно уехало из Англии в Португалию. Ричард подумывал выдать ее замуж за кузена короля Португалии. В глазах света это могло бы стать достойной партией: она была незаконнорожденной, а потенциальный жених - всего лишь двоюродным братом короля.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Все вышеперечисленные предположения оставляют открытым вопрос о том, как Ричард поступил бы с легитимностью Елизаветы Йоркской, если бы действительно собирался жениться на ней. Чтобы сделать ее королевой, ему пришлось бы вернуть ей статус законной принцессы крови, что, в свою очередь, автоматически возвращало все права ее братьям. Мы можем с уверенностью говорить, что Ричард не стал бы этого делать, если бы не был уверен в том, что они точно мертвы. Даже если мы предположим худшее и признаем факт, что Ричард, зная о смерти мальчиков планировал заключить брак с их сестрой, придется признать и то, что Ричард с самого начала знал и не сомневался в том, что дети Эдуарда IV были законными, а его притязания на трон в 1483 году носили узурпаторский характер. Т.о. свержение Эдуарда V становилось противозаконным актом, делая последние два года правления Ричарда незаконными.

Наиболее вероятный вывод заключается в том, что, скорее всего, Ричард серьезно не рассматривал вероятность своего брака с Елизаветой Йоркской.

Продолжение следует.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.