Рассел Кроу идет на абордаж. Лучший военно-морской исторический фильм 2000-2010-х.
(Master and Commander: The Far Side of the World, 2003, США)
Обычно у меня нет резона сочувствовать коммерческим провалам голливудских буржуев, но вот за неуспех "Хозяина морей" мне их искренне жаль. Ибо проделать воистину грандиозную работу, вложив в проект 150 млн. $ (+30 млн. в рекламу), а в прокате едва-едва отбить бюджет - это и есть та самая вселенская несправедливость из затертой метафоры.
И эта несправедливость вдвойне обидна при взгляде на хитовый успех "Пиратов Карибского моря", что были сняты на аналогичные деньги и вышли на экраны лишь тремя месяцами ранее. Вот только веселую "фэнтезятину" про флибустьеров, сокровища, морские страшилки и лирику зритель бежал смотреть вприпрыжку, а суровую, максимально реалистичную драму Питера Уира он в кинотеатрах жестко продинамил. Видимо, как раз потому что не обнаружил в ней всех вышеперечисленных радостей и гламура.
Ну а смотреть на то, как картечь разрывает людей на куски, как детям отрезают гангренозные руки, как дырку в черепе живого человека заделывают куском металла и как корабельный врач посыпает пол песком, дабы тот не был скользким от крови, зрителю было - фи! - совсем неохота.
Неблагодарный чистюля, что еще о нем сказать.
Само собой, что углубляться совсем в махровый реализм Питер Уир тоже не рискнул, однако буквально каждый его кадр распирает от обилия аутентичных деталей и атрибутов той эпохи. Чем "Хозяин морей" очаровывает мгновенно и навсегда - если, конечно, вы любите книги и фильмы о парусниках и приключениях. И вообще, столь глубокое погружение "в тему" в военно-историческом, а тем более морском кино для 21 века есть абсолютный рекорд. Который не побит и по сей день - хотя после коммерческого утопления "Хозяина морей" редко кто отваживается "спускать на воду" подобные киноленты.
Мощное правдоподобие картины основано также на том, что сама она основана на мощном литературном первоисточнике - 20-томной эпопее британца Патрика О'Брайана о капитане Джеке Обри. Или, точнее... на 10-м ее томе "На краю земли", отчего-то показавшемся Голливуду наиболее интересным.
Возникла лишь одна сюжетная неловкость: в книге британцы Обри (Рассел Кроу) и его команда охотились на фрегате "Сюрприз" (в русском переводе "Внезапный") за американским капером, что грабил английских китобоев в Атлантике и на Тихом океане. А поскольку кино снималось в Америке... ну вы понимаете. Поэтому у Питера Уира "американца" политкорректно заменили на "француза". Что в эпоху Наполеоновских войн тоже было уместно, но поклонники О'Брайана заскрипели зубами - тоже вполне уместная и ожидаемая реакция.
И в России, кстати, не обошлось без конфуза, пускай не столь громкого.
Непонятно, почему до сей поры у нас не издавался этот всемирно известный книжный цикл, но к премьере фильма издатели подсуетились и выпустили оттуда... аж 3 книги: "букварь, вторую и синюю" первые два тома и... ага - десятый. И всё бы ладно, да только, в отличие от фильма, роман "На краю земли" обрывался на самом интересном месте. А поскольку продолжения не последовало - упс! - всех читавших книгу ожидал сюрприз! Столь же "приятный", как зажеванная кассета, треснутый CD или "умершая" флэшка.
Впрочем, не будем о грустном - вернемся к радостному, сиречь к фильму. Недостатки в котором отыщут, вероятно, лишь те немногие из вас, кто знает, чем крюйс-брамсель отличается от фор-стеньги-стакселя. И то не факт. "Хозяин морей" - то редчайшее кинополотно, где исторические и прочие консультанты свои пончики кушали явно не зря. Да и снято оно на безупречном техническом уровне, чему свидетельство аж 8 (из 10 суммарных) чисто "технических" номинаций на Оскары: операторская работа, монтаж звука, сам звук, монтаж, декорации, костюмы, визуальные эффекты и грим. Выиграны были, правда, лишь первые две, но все равно впечатляющее достижение, согласитесь.
При этом странно, что в числе прочего не была отмечена музыка. Она здесь не менее крутая и забористая, особенно, когда главные герои порой достают из рундука скрипку и виолончель и начинают на них наяривать.
И Рассел Кроу, и Пол Беттани в роли корабельного врача и натуралиста, да и все остальные влезли в свои роли, как в любимые мягкие тапочки. Разве что в романе капитан Обри был очень толстым - видимо, таким, каков дядюшка Рассел сегодня, - но на это несоответствие оригиналу вряд ли кто-то обиделся. А вот на полное (!) отсутствие в "Хозяине морей" женских персонажей - вероятно, ведь даже в книге они были, причем играли в сюжете не последнюю скрипку.
Есть у фильма и еще один рекорд: он был первый художественный фильм в истории, снятый на суровых Галапагосских островах (не весь, но изрядную свою часть). Да и прочей визуальной суровости ему не занимать. Всё в нем грязно, промочено, потерто, чумазо, просолено, засалено и реалистично от ватерлинии по самые верхушки мачт. Которые, как и положено, постоянно скрипят, ванты на них гудят, ветер и океан ревут, матросы орут и ругаются...
Короче говоря, никакой глянцевой р-р-р-романтики, хотя, разумеется, дух Большого Приключения в ленте Уира тоже присутствует и немалый.
***
В общем, досадно проигнорированный массовым зрителем в кинотеатрах, зато высоко оцененный всеми истинными кинолюбами, фильм-колосс - лучшее, что было снято Голливудом "про море и парусники" за последнюю четверть века.
Единственное противопоказание к просмотру "Хозяина морей", это если вы страдаете морской болезнью так, что вас мутит при одном виде штормового океана и ка́чки. Других же причин не быть знакомым с этим киношедевром 21 века попросту нет. Тем более, если вы обожаете поворчать о деградации современного кинематографа и не видите в нём ничего светлого и позитивного.