Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Хозяин морей: На краю земли

Оглавление

Рассел Кроу идет на абордаж. Лучший военно-морской исторический фильм 2000-2010-х.

(Master and Commander: The Far Side of the World, 2003, США)

Обычно у меня нет резона сочувствовать коммерческим провалам голливудских буржуев, но вот за неуспех "Хозяина морей" мне их искренне жаль. Ибо проделать воистину грандиозную работу, вложив в проект 150 млн. $ (+30 млн. в рекламу), а в прокате едва-едва отбить бюджет - это и есть та самая вселенская несправедливость из затертой метафоры.

То старое доброе время, когда словосочетание "ядерная война" подразумевало куда более скромное по масштабу мероприятие, чем сегодня.
То старое доброе время, когда словосочетание "ядерная война" подразумевало куда более скромное по масштабу мероприятие, чем сегодня.

И эта несправедливость вдвойне обидна при взгляде на хитовый успех "Пиратов Карибского моря", что были сняты на аналогичные деньги и вышли на экраны лишь тремя месяцами ранее. Вот только веселую "фэнтезятину" про флибустьеров, сокровища, морские страшилки и лирику зритель бежал смотреть вприпрыжку, а суровую, максимально реалистичную драму Питера Уира он в кинотеатрах жестко продинамил. Видимо, как раз потому что не обнаружил в ней всех вышеперечисленных радостей и гламура.
Ну а смотреть на то, как картечь разрывает людей на куски, как детям отрезают гангренозные руки, как дырку в черепе живого человека заделывают куском металла и как корабельный врач посыпает пол песком, дабы тот не был скользким от крови, зрителю было - фи! - совсем неохота.
Неблагодарный чистюля, что еще о нем сказать.

Да, с джентльменским визитом к французским коллегам-морякам в ту пору ходили только так и не иначе.
Да, с джентльменским визитом к французским коллегам-морякам в ту пору ходили только так и не иначе.

Само собой, что углубляться совсем в махровый реализм Питер Уир тоже не рискнул, однако буквально каждый его кадр распирает от обилия аутентичных деталей и атрибутов той эпохи. Чем "Хозяин морей" очаровывает мгновенно и навсегда - если, конечно, вы любите книги и фильмы о парусниках и приключениях. И вообще, столь глубокое погружение "в тему" в военно-историческом, а тем более морском кино для 21 века есть абсолютный рекорд. Который не побит и по сей день - хотя после коммерческого утопления "Хозяина морей" редко кто отваживается "спускать на воду" подобные киноленты.

Мощное правдоподобие картины основано также на том, что сама она основана на мощном литературном первоисточнике - 20-томной эпопее британца Патрика О'Брайана о капитане Джеке Обри. Или, точнее... на 10-м ее томе "На краю земли", отчего-то показавшемся Голливуду наиболее интересным.
Возникла лишь одна сюжетная неловкость: в книге британцы Обри (Рассел Кроу) и его команда охотились на фрегате "Сюрприз" (в русском переводе "Внезапный") за американским капером, что грабил английских китобоев в Атлантике и на Тихом океане. А поскольку кино снималось в Америке... ну вы понимаете. Поэтому у Питера Уира "американца" политкорректно заменили на "француза". Что в эпоху Наполеоновских войн тоже было уместно, но поклонники О'Брайана заскрипели зубами - тоже вполне уместная и ожидаемая реакция.

И в России, кстати, не обошлось без конфуза, пускай не столь громкого.
Непонятно, почему до сей поры у нас не издавался этот всемирно известный книжный цикл, но к премьере фильма издатели подсуетились и выпустили оттуда... аж 3 книги:
"букварь, вторую и синюю" первые два тома и... ага - десятый. И всё бы ладно, да только, в отличие от фильма, роман "На краю земли" обрывался на самом интересном месте. А поскольку продолжения не последовало - упс! - всех читавших книгу ожидал сюрприз! Столь же "приятный", как зажеванная кассета, треснутый CD или "умершая" флэшка.

Ну давай, расскажи им, сколько эсминцев за один раунд ты топишь в World of Warships!
Ну давай, расскажи им, сколько эсминцев за один раунд ты топишь в World of Warships!

Впрочем, не будем о грустном - вернемся к радостному, сиречь к фильму. Недостатки в котором отыщут, вероятно, лишь те немногие из вас, кто знает, чем крюйс-брамсель отличается от фор-стеньги-стакселя. И то не факт. "Хозяин морей" - то редчайшее кинополотно, где исторические и прочие консультанты свои пончики кушали явно не зря. Да и снято оно на безупречном техническом уровне, чему свидетельство аж 8 (из 10 суммарных) чисто "технических" номинаций на Оскары: операторская работа, монтаж звука, сам звук, монтаж, декорации, костюмы, визуальные эффекты и грим. Выиграны были, правда, лишь первые две, но все равно впечатляющее достижение, согласитесь.
При этом странно, что в числе прочего не была отмечена музыка. Она здесь не менее крутая и забористая, особенно, когда главные герои порой достают из рундука скрипку и виолончель и начинают на них наяривать.

И Рассел Кроу, и Пол Беттани в роли корабельного врача и натуралиста, да и все остальные влезли в свои роли, как в любимые мягкие тапочки. Разве что в романе капитан Обри был очень толстым - видимо, таким, каков дядюшка Рассел сегодня, - но на это несоответствие оригиналу вряд ли кто-то обиделся. А вот на полное (!) отсутствие в "Хозяине морей" женских персонажей - вероятно, ведь даже в книге они были, причем играли в сюжете не последнюю скрипку.

Есть у фильма и еще один рекорд: он был первый художественный фильм в истории, снятый на суровых Галапагосских островах (не весь, но изрядную свою часть). Да и прочей визуальной суровости ему не занимать. Всё в нем грязно, промочено, потерто, чумазо, просолено, засалено и реалистично от ватерлинии по самые верхушки мачт. Которые, как и положено, постоянно скрипят, ванты на них гудят, ветер и океан ревут, матросы орут и ругаются...
Короче говоря, никакой глянцевой р-р-р-романтики, хотя, разумеется, дух Большого Приключения в ленте Уира тоже присутствует и немалый.

- Как-как, говоришь, он там представился? "Капитан Джек Воробей"?
- Как-как, говоришь, он там представился? "Капитан Джек Воробей"?

***

В общем, досадно проигнорированный массовым зрителем в кинотеатрах, зато высоко оцененный всеми истинными кинолюбами, фильм-колосс - лучшее, что было снято Голливудом "про море и парусники" за последнюю четверть века.
Единственное противопоказание к просмотру "Хозяина морей", это если вы страдаете морской болезнью так, что вас мутит при одном виде штормового океана и ка́чки. Других же причин не быть знакомым с этим киношедевром 21 века попросту нет. Тем более, если вы обожаете поворчать о деградации современного кинематографа и не видите в нём ничего светлого и позитивного.

Трейлер фильма: