История кино полна фактов, когда зрители в массовом масштабе начинали копировать героев из полюбившихся фильмов. И ладно, когда предметом подражания были достойные персонажи. Однако часто примером становились преступники, из-за блестящей актёрской работы выглядевшие привлекательней положительных героев. Именно на них, дерзких и бесстрашных, хотят быть похожими неокрепшим души, мало что знающие о реальной жизни. Так случилось и с Фантомасом…
Откуда появился злодей
Фантомасомания обозначилась уже в 1913 году, когда увидел свет первый, еще немой, вариант экранизацией романов М. Аллена и П. Сувестра о неуловимом преступнике, скрывавшем лицо под маской. Только в первую неделю его посмотрели свыше 80 тысяч зрителей.
Статуэтки, изображавшие таинственного злодея, разлетались, подобно горячим пирожкам. Всё большее число ресторанов и кафе стали называться его именем.
Фильм Андре Юнобеля, который был продемонстрирован в 1966 году на неделе французского кино в Москве, стал четвёртой киноверсией нашумевших в своё время авантюрных романов и первой интерпретацией, выполненной в комедийном ключе.
На советской почве
Фильм был изящным, остроумным, с блестящим актёрским составом и без какой-либо политической подоплёки. Поэтому было принято показать его массовому советскому зрителю.
Перед выходом в прокат в журнале «Советский экран» была напечатана статья, подчёркивающая, что первые две серии выходящего на советские экраны французского фильма ‒ всего лишь весёлые комедии, к которым и относиться следует соответственно.
Однако большинство населения, не зная, что ленты являются пародией на американскую «бондиану», смеющуюся над культом супергероя, восприняли картину абсолютно серьёзно.
В итоге последствия оказались весьма печальными.
Фильмы о Фантомасе на всей территории СССР стали культовыми, многие ходили их смотреть по нескольку раз. А через несколько месяцев по стране прокатился вал преступлений, совершённых подражателями неуловимого преступника в маске ‒ коварного и хладнокровного.
Фантомас разбушевался
Возросло число нападений на киоски с газетами и табачными изделиями, на местах преступлений стражей порядка ждали записки, сообщающие, что это сделал не кто иной, как Фантомас. С этими же словами подростки поджигали почтовые ящики, разбивали магазинные витрины.
Практически каждый второй школяр подросткового возраста считал необходимым набирать случайные телефонные комбинации и загробным голосом сообщать взявшим трубку, что абонента в ближайшие минуты посетит сам Фантомас. Другие оставляли в почтовых ящиках записки: «Мне нужен труп. Я выбрал вас. До скорой встречи! Фантомас». На тёмных вечерних улицах юные шалопаи, подражая Гению Зла, пугали зловещим смехом женщин.
Деньги против правопорядка
Весной 1968 года в Министерстве внутренних дел было даже проведено специальное совещание о последствиях показа французской кинокомедии. Милиция предлагала убрать фильм из проката. Но доводы правоохранителей победил финансовый интерес: Фантомас обеспечивал гигантские кассовые сборы, а запущенная в прокат третья часть «Фантомас против Скотланд-Ярда» обещала ещё большие прибыли.
Между тем не только подростковая преступность подскочила на 15%. В несколько раз увеличилось число грабежей. В небольшом подмосковном городке психически нездоровый человек поджигал жильё, оставляя дощечку с надписью, что это дело рук Фантомаса. В Ростове-на-Дону действовала вооружённая «банда фантомасов». Тут громили не витрины, а сберкассы и инкассаторские машины, убивали людей.
В конце концов, забота о благополучии общества возобладала над меркантильными интересами. Фантомаса с экранов советских кинотеатров убрали.
Горьковское телевидение посвятило проблеме специальную программу, убеждавшую подростков, что погромы с лицами, скрытыми масками, и романтика ‒ вещи, взаимоисключающие друг друга.
А как же «Джентльмены удачи»?
Через четыре года была новая попытка вернуть Фантомаса на советскую землю. Но сделали это в отпускной сезон, без предварительных анонсов. МВД, в свою очередь, учитывая печальный опыт, настояло, чтобы все фильмы с криминальной подоплекой проходили строгий предварительный отбор с обязательным участием представителей ведомства. Но это тоже грозило неприятными последствиями. Так, советские зрители могли реально не увидеть добрый и талантливый фильм «Джентльмены удачи». Он некоторым консультантам из МВД тоже показался потенциально опасным.
Спас положение тогдашний министр внутренних дел, охладивший запретительный раж своих подчинённых.