Большинство жителей Чебоксар готовы посвятить поиску автомобиля столько времени, сколько нужно, а треть не против поехать за машиной в любой город России, если подходящего варианта нет поблизости. Между тем по данным Банкавто (маркетплейс РГС Банка по покупке и продаже автомобилей), в среднем по стране большинство автолюбителей, наоборот, отводят на поиск машины не более трех месяцев, а в другие города за ней готовы ехать далеко немногие.
Эксперты отмечают, что непрекращающийся рост цен на новые авто и скудный выбор на рынке вынуждает покупателей отказываться от покупки машины здесь и сейчас. Производители по всему миру регулярно приостанавливают конвейеры из-за нехватки электронных комплектующих. Автомобилей просто не хватает, очереди покупателей, ожидающих поставку машин под заказ, растягиваются, повышенный спрос со стороны потребителей удовлетворить не получается, что ускоряет рост цен на них.
– В сложившихся рыночных условиях покупательских стратегий может быть две: если машина нужна срочно и бюджет ограничен, растягивать поиск не стоит. Второй вариант – отложить покупку на год-полтора до момента, когда ситуация стабилизируется. Как оказалось, жителям Чебоксар ближе вторая стратегия, – говорит эксперт Банкавто Сергей Власов.
Маркетплейс выяснил, что потратить на поиск автомобиля столько времени, сколько потребуется, чтобы найти оптимальный вариант, готовы 72% жителей Чебоксар. В среднем по России только каждый пятый (21%) опрошенный готов ждать так долго. 43% россиян хотели бы потратить на поиск машины 1-3 месяца, еще 12% – менее месяца: в целом это более половины опрошенных.
В Чебоксарах ситуация иная. Приобрести авто в течение месяца рассчитывают только 15% водителей, еще 7% готовы ждать от одного до трех месяцев. В целом это менее четверти опрошенных – этот показатель в 2 раза меньше, чем в среднем по России.
– В зависимости от бренда в течение года реальная цена сделки в дилерской сети (в том числе из-за рынка продавца) выросла на 20-40% относительно того же периода прошлого года. В такой нестабильной ситуации срываются даже сделки trade-in, когда покупатель отдает дилеру старый автомобиль по одной цене, но за время ожидания затянувшейся поставки новой машины ее стоимость растет настолько, что имеющейся суммы покупателю уже не хватает, – продолжает Власов.
В том числе по этой причине более трети (36%) водителей Чебоксар готовы ехать за автомобилем в любой город России. Для сравнения: по стране таких всего 7%. Большая часть (48%) российских водителей все-таки предпочитают искать автомобиль в пределах родного города. Среди чебоксарцев таких оказалось только 19%.
– В связи с ростом цен поиск машины мечты без ограничений по региону покупки – довольно логичное решение, особенно, если есть варианты доставки, которые уже предлагает часть маркетплейсов и классифайдов. Если же в условиях дефицита не удастся найти новый автомобиль по приемлемой цене, то при расширении территории поиска можно найти хотя бы подходящее подержанное авто, – объясняет эксперт.