Найти тему
Исторические сплетни

Король на удаленке, или Особенности средневекового фриланса. Часть 3

Оглавление

Едва Ричард вялой ногой ступил на континент, в Англии - что? Правильно, разо… я хочу сказать, поссорились уважаемые главные юстициарии. Ведь король как сказал? «Ты - главный. И ты - главный». Вызвал такси и уехал. А кто из этих главных САМЫЙ главный, не сказал. Не вытаскивать же короля на ходу из такси, чтобы уточнить. Вот между двумя главными персонами и возникло недопонимание, грозящее перерасти в грандиозный эль скандаль. Тем более что опыта государственного управления, а также работы в команде профессионалов что у того, что у другого было ноль целых шиш десятых. Изысканно вежливые вопросы типа «А ты кто такой?!!» то и дело сотрясали воздух английской столицы. Спасибо, что пока по физиономии никто не огреб.

Изображение из Википедии
Изображение из Википедии

Не достигнув консенсуса, юстициарии кинулись звонить Ричарду. Ричард вполуха выслушал сбивчивый рассказ своих заместителей, кратко ответил «Лоншан за главного» и бросил трубку. Кое-какая ясность наступила, но в практическом смысле это не очень-то помогло, поскольку перед отъездом король не озаботился подготовкой должностной инструкции, где полномочия и обязанности юстициариев (главного и самого главного) были бы четко определены. Не по этой части был наш Ричард. Вот «оглоушить канделябром» какого-нибудь несговорчивого барона - это он да. Эффективно управлять, грамотно делегируя полномочия - это он нет. За что его и прозвали Ричардом «Да и Нет». Шучу, не за это прозвали. Хотя как знать. Разные есть версии - за что.

Часть 1 здесь, Часть 2 здесь

Кстати, всем работодателям на заметку: должностная инструкция - это не просто какая-то там мятая бумажка, хранящаяся в пыльном скоросшивателе на случай возможной проверки и ждущая своего часа, чтобы бесславно сгнить в архиве. Отсутствие грамотно составленной должностной инструкции может обернуться ужасной производственной драмой, как, собственно, и получилось у Ричарда и его персонала.

В качестве лирического отступления вспомню, как впервые пришла на дежурство на новый для меня объект, сразу раздобыла должностную инструкцию для наших сотрудников и погрузилась в мир увлекательного чтения. Инструкция была - огонь! Даже интереснее, чем книжка про Ричарда Львиное Сердце и крестовый поход, честное слово. Одна беда: не содержала конкретных указаний на то, что надо делать. По прочтении у меня осталось стойкое впечатление, что мои обязанности состоят в том, чтобы а) приходить на работу по возможности в приличном виде (то есть без зеленого ирокеза на башке, без татуировки на лбу, без золотых цепей во всю грудь и так далее), б) не брать деньги от третьих лиц. С этими задачами я легко справилась, тем более что третьи лица у нас тут совсем обнаглели: денег не предлагают, натуральной сельскохозяйственной продукцией тоже соблазнить почему-то не пытаются. А вот епископ Дарэмский и Гийом Лоншан даже такой инструкцией не были скованы, поэтому деньги и другие материальные блага от третьих лиц брали только так. С реальной управленческой деятельностью все обстояло значительно хуже.

А управлять было чем. Практически сразу же в Англии начались масштабные еврейские погромы. Ну, население во вкус вошло еще в день коронации, жалко было бросать столь бодрящее и прибыльное развлечение. Претензии к евреям звучали примерно так: «Враги церкви Христовой живут благополучно, в то время как мы вынуждены собирать деньги на [крестовый] поход по крохам». Впрочем, тут можно более емко сформулировать: «А чо они?!» Универсальная формулировка, с ее помощью можно объяснить все, что хочешь. Погромы прокатились почти по всей стране, и творилось там такое, что здесь я об этом рассказывать не буду: я и так у Дзена на плохом счету, а тут меня живо заблокируют к черту за шокирующий контент. Там и побоища, и осады, и резня, и самовыпиливание целыми семьями, лишь бы в руки погромщиков не попасть - жуткое дело. Не говоря уже о такой мелочи, как повальное мародерство. Жертвами благочестивых христиан становились не только иудеи, но и такие же благочестивые христиане, которым удалось заныкать немножко денег. Один, например, сдуру поехал в гости к друзьям - похвастаться успешным участием в погроме и поделиться добычей. Друзья разумно рассудили, что вся добыча лучше, чем часть добычи, а друг не такой уж им и друг, поэтому убили его, тело бросили за городом, а добытые в ходе погромов деньги и ценности с чистой совестью спионерили. Этот эпизод, я считаю, заслуживает отдельного увековечивания в поэтическом произведении с рабочим названием «Верные друзья».

Коронация Ричарда. Изображение из Википедии
Коронация Ричарда. Изображение из Википедии

Король Ричард, как увидел по «Евроньюс» сюжет о творящихся в Англии безобразиях, так за голову схватился и стал звонить по спецсвязи, чтобы наорать на Лоншана. Потому что он, король, хоть и не гений в области политики и экономики был, а соображал, что иудей, который живой, лояльный и платит все требуемые подати, куда лучше, чем тот же иудей, который в непрезентабельном виде тихо лежит в земле и ничего при этом не платит. Наорав как следует на Лоншана, Ричард послал его… нет, не туда, куда вы подумали, хотя туда бы как раз следовало, а в Йорк, где разыгрались наиболее кровавые побоища. Послал для урегулирования ситуации и восстановления мира на вверенной территории. Лоншан в Йорк, конечно, поехал, но первым делом пособачился с местным духовенством: недостаточно почтительно его, видите ли, встретили, ковровую дорожку не того оттенка постелили, оркестр у вас тут тихо играет, лошадь бронзовую в подарок не того размера поднесли, да и вообще тухло все, без огонька. Что значит - как раз с огоньком: погромы и поджоги? Вы мне всякой фигней голову не морочьте. Сказал, надо ковровую дорожку пурпурного цвета - выньте и положьте. Я здесь вам не тут, а и.о. короля, понимать надо!

Со своим ближайшим коллегой, епископом Дарэмским, Лоншан собачился в режиме нон-стоп. В один прекрасный день ему даже удалось повязать епископа и бросить в тюрьму, предварительно обчистив до нитки. К-корпоративная этика. С-солидарность. Э-эффективность.

Ричард в это время грустно сидел в Марселе, злоупотреблял оружием и ждал прибытия флота, с которым можно будет, наконец, свалить по направлению к Святой земле, где его мобильный уже брать не будет, а значит, английские проблемы останутся далеко позади. Услышав про прискорбное происшествие с епископом, король выматерился от души, связался с Лоншаном, опять наорал на него, велел выпустить епископа и больше не тревожить его королевскую милость почем зря. Она, королевская милость, вся в предвкушении великих дел на благо христианского мира, а вы тут отвлекаете всякой ерундой. Не звоните сюда больше!

Вскоре Лоншан совсем берега попутал и пытался править в одно ры… лицо, лишь выборочно обращая внимание на приходящие из-за пролива королевские распоряжения. Причем правил так, что очень скоро взвыли буквально все. Он как будто клятву кому-то дал - принимать самые неудачные решения. И строго эту клятву соблюдал. А про его жадность я вообще молчу. Если уважаемый юстициарий собирался к кому-то в гости - например, богатый монастырь навестить - там можно было смело тушить свет, бросать гранату в любую сторону. Что не сожрет, то вывезет.

Если Лоншану в короткие сроки не удалось развалить буквально все, то за это надо благодарить не его и не Ричарда, а предыдущего монарха - Генриха II, царство ему небесное. Он все-таки сумел выстроить систему государственного управления, которая хоть и громыхала на ходу, но ехала. И была достаточно крепка, чтобы сопротивляться разрушительному воздействию со стороны таких гениальных управленцев, крепких хозяйственников и эффективных менеджеров, как Гийом наш Лоншан, тьфу на него еще раз.

Продолжение следует