Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
«Анимистическое мировоззрение наложило свой резкий отпечаток на строй человеческой речи. Разговорный язык доныне сохраняет массу следов анимизма: такие выражения как «солнце ложится» или «буйный ветер» имели некогда мифологическое значение, которое теперь совершенно забыто. Именно анимизму современный поэтический язык обязан красотой своих «фигуральных» оборотов». В. Шулятиков, «Курьер», 1901 г., № 104
Здесь, как правило, мы имеем дело с анимизмом, «модифицированным» на современный лад. Нам свойственно «одушевлять» силы и явления природы и приписывать им свойства живого мира и часто это проявляется в литературе:
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.(А. С. Пушкин)
Ночь идет – и темнеет
Бледно-синий восток…
От одежд ее веет
По полям ветерок.
День был долог и зноен…
Ночь идет и поет
Колыбельную песню
И к покою зовет.(И. Бунин)
С XIX века мало что изменилось – даже в разговорном языке мы используем образы «одушевленных» явлений окружающего мира. Мы не ищем первопричины, почему за ночь выпало столько снега, мы просто констатируем: «метель укрыла покрывалом всю землю» или «зима вошла в свои права» и нам этого достаточно.
Более того, практически любое явление природы в XXI веке имеет, в том числе, и анимистическое объяснение, которым мы пользуемся, и которого нам вполне хватает! Мы можем сказать «штормит», а можем «море разыгралось» и это будут равноценные фразы. Можем сказать «я продирался сквозь заросли», а можем: «деревья цеплялись своими ветвями, задерживая меня». И никто даже не удивится такому построению фразы.
Само обобщенное понятие «природы» также используется нами в анимистическом смысле. Наши предки считали все вокруг живым, а себя частью этой живой системы? Но что такое экология? Разве она не изучает то же самое?! Не только в контексте «практического использования», но и научного познания. Вот и вся разница. Разве мы удивляемся, что природа «отвечает добром на добро» или, наоборот, «не прощает» нам варварско-потребительского отношения к ней? Нет. Для нас это норма.
Тогда почему первобытного человека, который, в отличие от нас, живет в самом лоне природы (да еще и по законам ею же и установленным), который зависит от природы сильнее, чем мы, который знает о природе больше, чем мы, мы смеем «упрекать» в создании анимистических образов и духов? Только потому, что он им поклоняется? А ведь будь мы немного «первобытнее», у нас не было бы массы проблем с экологией и здоровьем! Так чья модель мира более «дикая», а?
«Элементы первобытной культуры сохранились у народов, населяющих не только Австралию, но и Океанию, а также Южную и Тропическую Африку. Общие черты этих культур: единство человека и природы, нерасчлененность этих понятий, которая обнаруживает себя в бережном отношении к воспроизводящим силам природы, в системе космогонических представлений и антропогенных мифов, в понятии времени и пространства». (Элькин А. "Коренное население Австралии").
Первобытные люди поклоняются так же духам предков или духам своей местности. Но и мы чтим память своих предков (устраиваем поминки, приходя на кладбище разговариваем с умершим), национальных героев (возлагая венок к могиле неизвестного солдата) или храним память о том месте, где живем (организуем краеведческие музеи). И здесь весьма значительно присутствуют элементы анимизма.
«П.Я. Гальперин указывает на такую функцию суеверий как классификация и обобщение впечатлений от окружающего мира, но оговаривает, что происходит это на основе наглядных, непосредственно воспринимаемых и ситуационно связанных признаков, в результате чего существенные свойства предметов остаются понятыми неправильно. В суевериях субъект плохо отделяет свои представления от объекта, который их вызвал. По К. Леви-Стросу, первобытные классификации, хотя и основаны на чувственно воспринимаемых сходствах и различиях, служат упорядочиванию и организации внешнего мира, преодолению хаоса.» (Ю. В. Саенко, «Психология суеверий».)
«Одухотворяя» кого-то или что-то, как и наши предки, мы создаем простые и наглядные «анимистические модели» и используем их в повседневной жизни. И можно с уверенностью сказать, что это одно из неизбежных и естественных проявлений человеческого сознания. (О. Котов)
Продолжение следует...
#приметы #общество #первобытные люди #древний мир #культура #мышление #суеверия #анимизм #мировоззрение