Здравствуйте.
Если мы начинаем говорить об этом французском музыканте и вспоминать, какую разную и сложную музыку он уже создал и продолжает создавать, кроме слова "свобода" к нему ничего не удаётся применить. Иначе как можно охарактеризовать его эпические полотна с космическими красками запредельной яркости, по своему настроению разлетающиеся по Вселенной от мучительной тоски и безнадёги до безграничного счастья, граничащего с эйфорией? Талантливых композиторов достаточное количество, тех, кто создаёт прекрасные мелодии - масса. Но вот так, чтобы суметь привлечь на свою сторону весь арсенал как электроники, так и живых инструментов, включая симфонические оркестры и целые хоры... Думаю, таких имён найдётся немного. Жан-Мишель Жарр - воистину уникальный в своём роде. И сегодня мне предстоит представить доказательства. Действую не совсем верно, потому что слушать его музыку нужно целыми альбомами, отрешённо закрыв глаза, а не так, как в этой статье, выдёргивая по кусочку из каждой пластинки. Так целостной картины о музыканте не сложить, но тем не менее буду пробовать описать некоторые композиции из, на мой взгляд, самого яркого периода в творчестве, с 1976-го до 1988-й.
Первый известный студийный альбом Жан-Мишель выпустил в 1976 году, хотя писать музыку начал ещё в конце 60-х (и мы говорим об электронной музыке!). Он вышел сильным, в родной Франции стал золотым и получил приемию «Grand Prix du Disque». Вот одна из композиций Жарра с пластинки Oxygène.
Через 2 года выходит следующий альбом - Equinoxe, в том же космическом ключе.
Пожалуй, наиболее известной мелодией музыканта можно считать Magnetic Fields, Pt. 2 с одноимённой пластинки 1981 года. Как и предыдущие работы, дорожки на пластинках отличались в своих названиях только номерами. На этом альбоме есть одна интересная вещь, которая выбивается из общей музыкальной канвы. Была бы прекрасным аудиосопровождением к какому-нибудь пластилиновому мультфильму (или уже была, может быть, у меня дежавю). Забавная и лёгкая, как пушок на детской макушке.
Считаю самым сильным и зрелым альбомом француза Zoolook 1984-го. Открывающая его Ethnicolor - это давно ставшая легендарной музыка, которую нам довелось слышать ещё в детстве, в каких-нибудь киножурналах или документальных фильмах о техногенных и природных катастрофах, о безответственности человека перед планетой, на которой он ведёт себя как саранча. Жутковатая поначалу, раскручивающаяся на всём протяжении и заканчивающаяся всё-таки на радостной ноте. И вот как это выглядит на выступлениях. Количество звуков и музыкантов на одной сцене поражает.
И ещё одна картинка к этому альбому - не могу удержаться, очень классная музыка. И видео соответствующее. Заглавная, Zoolook. По-моему, эта пластинка должна иметься в фонотеке каждого меломана. Необязательно отдавать предпочтение исключительно року или джазу, в электронике Жана-Мишеля Жарра тоже немало живых партий. Если внимательно слушать, пластинка содержит достаточное количество этнических звуков и семплированных вокальных партий на языках со всего света.
А в 1986-м вышла Rendez-Vous с одной из самых жизнерадостных композиций, которые мне доводилось услышать. Под номером 4. Она также, как и предыдущие, неоднократно использовалась разными музыкантами в своих произведениях.
Немного о самом музыканте. Он - сын выдающегося композитора Мориса Жарра, лауреата трёх премий "Оскар", четырёх "Золотых глобусов" и одного "Грэмми" за музыку к фильмам. Является мультиинструменталистом. Кавалер ордена Почётного Легиона. Почётный доктор Российского химико-технологического университета. Почётный член консерватории Пекина. Человек года по версии журнала People. И наконец, в честь Жана-Мишеля Жарра и его отца Мориса Жарра была названа малая планета "(4422) Жарр".
Закончим на сегодня альбомом Revolutions 1988-го года и композицией, способной превратить взрослых в малышей, примирить заклятых врагов, объединить людей из разных стран и континентов в общее понятие - "житель планеты Земля". Значимых и простых. Похожих. Равных. До встречи.