Читать дальше в общем-то и незачем. Всё сказано в заголовке. Но за деталями и эмоциями милости прошу в статью.
Всё-таки телевидение - самое безжалостное государство на свете. Любые потери и любые страдания не имеют ровно никакого значения. Конвейер не останавливается ни на минуту. - Программная сетка свёрстана, рекламные блоки расставлены и заполнены под завязку. Именно они - завтрашний день канала. Всё остальное, что случилось вчера или даже час назад, для телевидения - прошлогодний снег.
К этому давно все привыкли. С этим не спорят. Только вот "потери" дают о себе знать, обесцвечивая экранное буйство, иссушая многоканальный звук.
Ушёл Мастер, возвращения которого миллионы зрителей и поклонников "Голоса" ждали несколько лет. Ждали, верили, и Он вернулся! Занял место в красном кресле, блеснул улыбкой, шевельнул своим, таким узнаваемым тембром. И... так быстро покинул студию.
Тут, конечно, можно было бы скаламбурить: страна потеряла "Голос". Но нет, не потеряла. Голоса звучат. Но, кажется, в прошедший пятничный вечер, первый "без Градского", потерялись и растерялись (- Слова из его песни) все - участники, наставники, зрители. Ведь он только что был, был здесь, сидел вон в том кресле! Вот его команда, но...
Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя...
...Для меня — будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
И если в своё время Александр Борисович написал пронзительное посвящение Высоцкому ( "Я совсем не был с ним знаком, но о друге мечтал таком..."), то пусть сегодня посвящением Градскому прозвучит песня Владимира Семёновича - "Он не вернулся из боя".
И действительно, всё в этот вечер было "не так, как всегда" - песни, шутки ведущего, даже звучание оркестра. Кажется все и говорили-то вполголоса, словно в доме покойника. Но как раз из-за этого некоторые хорошо знакомые песни приобрели особый накал, новый трагический смысл. Например, "Нежность" Александры Пахмутовой и Николая Добронравова (в соавторстве с Сергеем Гребенниковым). Да-да, тех самых Пахмутовой и Добронравова, написавших для Градского его знаковую, фирменную "Как молоды мы были". А исполнила её в этом первом "без Градского" туре необыкновенно одарённая липчанка, 22-летняя Татьяна Качурина. Та самая, которая на предыдущем этапе спела на первый взгляд страшный, совсем не конкурсный, а теперь уже и почти пророческий "Плач".
Прозвучал он так, что все - и в момент записи передачи, ещё при живом наставнике Качуриной, и уже после его ухода - оторопели. Пелагея кинула на Мастера вопрошающий взгляд, остальные наставники, видевшие вблизи угасающего Градского, высказались довольно резко: "слышать такое очень тяжело" (- Дм. Билан)...
- На самом деле этот плач, - пояснил уязвлённый Градский, - притворный, праздничный, свадебный, дорогие мои! (- Взгляд на Билана). Это пели, провожая под венец молодую, подружки невесты в Архангельской губернии. Я спел это произведение всего один раз. После этого я неделю не мог сказать ни одного слова. И то, что Татьяна это сделала... Я хочу посмотреть (- Ещё один взгляд на Билана), у кого ещё это получится.
И - отправил, вопреки всем ожиданиям, в следующий этап "Голоса" именно Татьяну Качурину. И это был, пожалуй, последний яркий номер Мастера, его последний вызов и последний выбор в его любимом вокальном шоу.
Может быть поэтому "Нежность" в устах Татьяны прозвучала как общее последнее "прощай!", сказанное вслед Мастеру.
Татьяна Качурина - Нежность. "Голос". 17 декабря 2021 г.
Ну, вот и ... Хотел сказать "всё". Нет, не всё. Творческое наследие Александра Борисовича нам ещё только предстоит по-настоящему осмыслить. Не только же "Голос" и голоса своих наставников он оставил нам. Там ещё ого-го сколько интересного!
Свежими впечатлениями от просмотра "Голоса", теперь, увы, "без Градского" поделился Лев Комов.