Найти в Дзене
Записки артистки балета

Азбука шедевра

В Новом Иерусалиме открылась великолепная выставка - "Азбука шедевра".
Пожалуй, это одно из главных событий нынешней зимы.
На площади более 2000 кв.м. гости смогут увидеть 123 работы 81 художника, которые привезены в Подмосковье из 30 музеев России.
Шедевры Брюлова, Айвазовского, Дейнеки, Куинджи, Шишкина, Левитана, Гончаровой, Лентурова, Малевича, Кандинского и других живописцев объединены в одном из самых масштабных и амбициозных проектов музея.

Выставка поражает не только изобилием громких имен, но и необычной концепцией, уходом от традиционного построения выставочного пространства.

-2

Помните детские кубики с бувами азбуки? Вот такие кубики с буквами русского алфавита и являются одной из важных составляющих экспозиции. Каждая буква дает начало слову, являющегося тематическим разделом, вокруг которого выстраивается композиция. Каждая из букв - это одна из тридцати трех глав, которые предстоит прочесть зрителям передвигаясь по залам. Причем совсем не обязательно двигаться строго в соответствии с алфавитом, что дает свободу восприятия.

Андрей Сарабьянов, частник кураторской группы проекта, научный консультант выставки сказал, что - "То что получилось, на мой взгляд это идеально. Особенность выставки в том, что она рождает у зрителя вопросы, заставляет с ней общаться. Она объединяет в себе элементы обучения с возможностью просто наслаждаться прекрасной живописью. А терминология, взятая за основа помогает посетителю, открыть неожиданные смыслы, прочитать подтексты, представить новые взгляды на привычные вещи. Не будем забывать, что изучение терминологии - есть учебный процесс. Ведь понимание искусства - это не только эмоции, но и знания. Термины учат понимать живопись. В этом состоит, по замыслу кураторов, одна из целей выставки".

Станислав Жуковский. "Брошенная терраса". Тульский музей изобразительного искусства
Станислав Жуковский. "Брошенная терраса". Тульский музей изобразительного искусства
А.Лентулов "Вид Нового Иерусалима". Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
А.Лентулов "Вид Нового Иерусалима". Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Эмоции добавляет и мультмедийная составляющая выставки. Например, щебетание птиц, голоса детей, звук поставленной на блюдце чашки дают зрителю иллюзию присутствия и возможность проживания картины.

Б.Кустодиев "На террасе". Нижегородский государственный художественный музей
Б.Кустодиев "На террасе". Нижегородский государственный художественный музей
В.Поленов. "Старая мельница".
Серпуховский историко-художественный музей
В.Поленов. "Старая мельница". Серпуховский историко-художественный музей

Сквозной линией проходит тема музейных исследований и работы музейных сотрудников, большая часть которой, в большинстве случаев остается за кулисами. Труд экспертов, реставраторов, хранителей музеев, позволяющий сберечь уникальные работы и даже целые музейные коллекции.

Любовь Попова. "Живописная ахитектоника" Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Любовь Попова. "Живописная ахитектоника" Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко
З.Серебрякова. "Диана и Актеон. Эскизы костюмов" Челябинский государственный музей изобразительного искусства
З.Серебрякова. "Диана и Актеон. Эскизы костюмов" Челябинский государственный музей изобразительного искусства

Ярким примером такого труда служит картина Митрофана Берингова "Свадьба слепых", которая долгие годы считалась утерянной. Созданная в 1929 году, два года спустя картина была передана из Третьяковской галереи в Нижний Тагил. В период "чистки" или "ревизии" на соответствие произведений советской идеологии (в 1937 и в 1950-е годы) картина попала в список на изъятие, равносильное списанию. Но, картину, снятую с рамы удалось спрятать. Свернутая как клеенка она была убрана в нишу под старый сейф в хранилище ИЗО, где ее и обнаружиле в 1980-х годах. В 1997 году картина была отреставрирована и впервые за долгие годы показана публике.

Митрофан Берингов. "Свадьба слепых". Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал"
Митрофан Берингов. "Свадьба слепых". Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал"

Стоит отметить, что под каждую букву алфавита создатели выставки подабрали произведения разных авторов, а порой и даже разных эпох, но которые при этом позволяют максимально раскрыть заданную тему.

А.Дейнека. "Автопортрет в панаме". Курская государственная галерея им. А.Дейнеки;  К.Петров-Водкин. "Автопортрет. Эскиз". Волгоградский музей изобразительного искусства им. И.Машкова; Н.Харитонов. "Автопортрет". Краснодарский краевой музей им. Ф.Коваленко
А.Дейнека. "Автопортрет в панаме". Курская государственная галерея им. А.Дейнеки;  К.Петров-Водкин. "Автопортрет. Эскиз". Волгоградский музей изобразительного искусства им. И.Машкова; Н.Харитонов. "Автопортрет". Краснодарский краевой музей им. Ф.Коваленко
А.Лентулов. "Портрет К.П.Рукиной-Лобачевой". Таганрогский художественный музей; К.Брюллов. "Портрет Авроры Карловны Демидовой". Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводный Урал";  В.Серов. "Портрет Е.А.Балиной". Нижегородский государственный художественный музей; Д.Жилинский. "Портрет В.А.Фаворского". Волгоградский музей изоьразительного искусства им. И.Машкова.
А.Лентулов. "Портрет К.П.Рукиной-Лобачевой". Таганрогский художественный музей; К.Брюллов. "Портрет Авроры Карловны Демидовой". Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводный Урал";  В.Серов. "Портрет Е.А.Балиной". Нижегородский государственный художественный музей; Д.Жилинский. "Портрет В.А.Фаворского". Волгоградский музей изоьразительного искусства им. И.Машкова.

Частью экспозиции являются и высказывания художников, заставляющие задуматься, осмыслить прочитанное и даже взглянуть, на казалось бы знакомые вещи, с другого ракурса.

-13
-14

Главный хранитель музея-заповедника "Павловск" Алексей Гузанов считает, что "такого рода выставку нужно посещать, наверное, не один раз. Как азбуку: листаешь, читаешь. Азбука - это ведь и то, по чему мы учимся, а учиться никогда не поздно. Для меня выставка носит дедактический характер, что наверное и нужно. Азбука она наверное и предполагает это, как энциклопедия. А ведь учение это еще и наслаждение. И возможно необычный дизайн этой выставки даст толчок современной молодежи расскрывать новые "азбуки"".

Осип Браз. Портрет великого князя Константина Константиновича и Портрет великой княгини Елизаветы Маврикиевны.
Государственный музей-заповедник "Павловск"
Осип Браз. Портрет великого князя Константина Константиновича и Портрет великой княгини Елизаветы Маврикиевны. Государственный музей-заповедник "Павловск"

"Азбука шедевра" - это работы лучших российских живописцев, собранные со всей России.

#новый иерусалим

#Выставка

#азбука шедевра

#Подмосковье

#музей

#выходные с пользой

#куда отправиться в выходные

#интересно