Найти в Дзене
Взгляд милитариста

Орлеанская дева, японский адмирал… А где товарищ Сталин?! Аниме «Скитальцы»

Оглавление

Доброго времени суток. Мы уже насмотрелись, что будет с ярким и красочным фэнтезийным миром, если в него забросить такого же доброго и позитивного японца или нескольких. И результат был приблизительно один. Даже если новоиспеченному попаданцу на этот мир плевать, и он просто хочет найти дорогу домой, обстоятельства приведут его к спасению этого самого мира. Ну а дальше мир, дружба, кошкодевочки. Но что если мир изначально будет не такой добрый и светлый, а вместо современного мирного японца, пусть даже из сил самообороны, в него отправят настоящих терминаторов времен феодальной раздробленности? Об этом нам поведает аниме «Скитальцы».

И прежде чем продолжить, напомню, что я не особо стремлюсь привнести интриги в свой рассказ, а делюсь мнением, эмоциями и размышлениями после просмотра. Поэтому в статье присутствуют спойлеры. Много спойлеров. И если с этим мы определились, то начинаем.

Сборник 2. Попаданцы - прогрессоры и магия против технологии в аниме. № 7 «Скитальцы»

«Скитальцы» или «Drifters» стали еще одним аниме, просмотр которого я откладывал до лучших времен. Но причина, вопреки моим странным взглядам, кроется не в какой-то большой популярности, а полной каше в голове после ознакомления с краткой историей и набором персонажей в статье на Википедии. И еще почему-то мне казалось, что среди действующих лиц должен присутствовать Троцкий. Странно, с чего я так решил? Но не суть. Аниме является адаптацией одноименной манги за авторством Кота Хирано, выходящей с 2009 года по настоящее время. Напомню, что Хирано так же является автором «Хеллиснга», и сравнения этих двух произведений сегодня не избежать. Само аниме вышло в 2016 году и содержит 12 серий. В 2017 и 2018 годах вышли еще суммарно три серии OVA, продвигающие сюжет чуть дальше и раскрывающие план главного антагониста.

Действие сериала начинается с битвы при Сэкигахаре, произошедшей в 1600 году. Самураи по старой доброй традиции занимаются своими прямыми обязанностями – в процессе выяснения отношений сокращают численность населения страны восходящего солнца. Довольно успешно, надо сказать, сокращают. Но, как и в любом бою, одна сторона вынуждена отступать, а прикрыть отход вызывается Симадзу Тоехиса - племянник главы клана Есихиро и заодно самый умелый воин. В целом, задача выполнена, не без потерь, правда, и главный герой с парой дырок в брюхе… Ну, как парой. Его проткнули и подняли над землей на нескольких копьях. После чего он убил или, как минимум, ранил вражеского командира, чем поверг преследующих в бегство, и все еще продолжает стоять на ногах и даже ходить. В общем, Таехиса ковыляет в сторону родной Сацумы, но вдруг лес сменяется странным коридором с множество дверей самого разного вида и непонятным мужиком за конторским столом. Зовут служащего Мурасаки, о чем мы узнаем много позже. Сам он, оторвавшись от газетки и курения, без какого-либо объяснения отправляет японца в одну из дверей… Серьезно, хоть бы методичку какую выдал, что ли, а то подобный кадр, только попадет в незнакомое место, сразу начнет размахивать фамильным мечом во все стороны.

Впрочем, к счастью для местного населения, состояние новоиспеченного попаданца к этому не располагает, а нашедшие его местные, пригибая от страха острые уши, относят японца к каким-то развалинам, где обустроились еще двое - Ода Нобунага и Насу-но Ёити. Причем эти уже в относительном порядке и оперативно штопают соотечественника. И сидели бы себе японцы на месте еще долго, пересказывая друг другу, что в родном мире случилось после их кончины, не нагрянь в деревню эльфов карательный отряд. А Таехису хлебом не корми – дай заполучить голову врага. К тому же, как ни крути, он эльфам жизнью обязан. В итоге, трио японских воинов в пух и прах разносит местный отряд, а эльфы, под влиянием речей скитальцев и ряда обстоятельств, о них мы поговорим отдельно, вспоминают, что такое национальная гордость. И понеслось: «Вставай, проклятьем заклейменный» со средневековым колоритом с приправой древней Японии. А к трио присоединяется Олминия - сотрудница «Октябристов», местных «людей в черном», организации, призванной отслеживать «скитальцев» (как тут называют попаданцев) и направлять их энергию в, пусть и не позитивное, но хотя бы конструктивное русло – борьбу с «изгоями». Еще одной группой попаданцев, направленных в этот мир коллегой Мурасаки, от действий которой он не в восторге. Руководящий ими Черный король объединил под своим началом различных монстров и ведет их по пути полного уничтожения человечества. В целом, за исключением мелких несостыковок, сюжет получился вполне вменяемым и интересным. И если сравнивать все противостояние скитальцев и изгоев с шахматной партией, то первый сезон похож на самое начало соревнования, когда участники оценивают свои силы, силы противника и начинают выдвижение к середине доски, где уже стараются какими-то пробными атаками прощупать оборону неприятеля. Так и в сериале. Помимо уже сформировавшейся четверки нас познакомят с другими аналогичными группами, составом изгоев, расскажут предысторию этого мира, а так же шаги, предпринимаемые группой Таехисы для упрочнения своего положения. Поскольку, откровенно говоря, положение людей, как бы это ни казалось местным, в данный момент времени слабее, нежели у их противников. Но об этом мы, по традиции, поговорим чуть позже, а пока пробежимся по персонажам.

Симадзу Таехиса предстает этаким богом войны, как бы его охарактеризовал Жирик, ой, простите, старший капитан Кирюха. На первый взгляд в свои тридцать не думает больше ни о чем, кроме как затрофеить голову противника в достойной схватке. Чего еще ждать от человека, не видевшего ничего кроме поля боя с двенадцати лет? Впрочем, из раза в раз демонстрирует то, что окружающую обстановку он прекрасно читает и понимает, но прыгать выше головы, лезть в начальники или куда-то еще, где он не разбирается, не намерен. Да и чем может окончиться руководство, прекрасно понимает и не желает, что бы в один неприятный момент ему воткнули нож в спину. За исключением поля боя имеет довольно мягкий и дружелюбный характер, уважает сильных духом людей, строго соблюдает свой собственный кодекс чести. Который для него важнее всего, что неплохо показали в ситуации с Жанной. Насколько он совпадает с широко известным кодексом Бусидо судить не возьмусь.

Компанию Таехисе составит Ода Нобунага, еще один широко известный японский исторический деятель. Хитрый старый лис, очень любящий огнестрельное оружие. Имея богатый опыт, выступает мозгом группы, обычно разрабатывая план боя и руководя его осуществлением. Как с передовой, так и с наблюдательного пункта, в зависимости от тактической ситуации. Разбирается и в политических делах, сразу подмечая несостоятельность стратегии Октябристов, необходимость централизации власти, объединения всех имеющихся рас в федерацию и так далее. Не забывает и про своевременное устранение политических конкурентов, не стесняясь в средствах. Собственно, и эльфы поднялись на борьбу со своими поработителями благодаря не самым благородным действиям Оды. Активно продвигает изготовление пороха и огнестрельного оружия, как новой силы, способной изменить баланс сил на поле боя. А уж от более современных образцов, револьвера и картечницы Гатлинга, пришел в полный восторг.

Лучник Насу-но Ёити, хоть и принимал участие в происходящем наравне с остальными, в отличие от своих товарищей ничем особенным мне не запомнился. Возможно из-за того, что из всех троих вел себя наиболее тихо. Когда Ода и Таехиса вступали в перепалки, Еити предпочитал наблюдать за этим со стороны или разнять спорщиков.

Насу-но Ёити
Насу-но Ёити

Компанию суровым японским воинам составляет, как уже говорил, октябристка Олминии. И на их фоне она нисколько не теряется. Мало того, что ей хватило смелости следить за тремя отбитыми на голову феодалами, так и будучи пойманной она быстро справилась со страхом и волнением, и вскоре уже активно участвовала в их кампании, стойко перенося харрасмент со стороны Нобунаги и весьма активно его отшивая. Успела спасти Таехису, не побоявшись появиться на поле боя. Да и на вещи смотрит здраво. Скитальцы поехавшие на почве войны? Что ж, видимо именно такие сейчас и нужны. План Нобунаги выглядит жестким, если не жестоким? Но он может сработать, и без него всему миру, скорее всего, настанет северный пушной зверек.

Не отстают и остальные, пусть и не так часто мелькающие на экране персонажи. Тамон Ямагути – японский адмирал, появившийся в этом мире вместе с авианосцем. Ганнибал Барка и Сципион Африканский, которых сопровождают октябристы и пара человек из более современной эпохи. Особенно порадовал Наоси Канно. Японский летчик-истребитель, провалившийся прямо вместе с машиной в самый разгар битвы за северные ворота и серьезно облегчивший жизнь вышеупомянутой четверки. Вот только как он с самолетом в этот коридор влез и без проблем вылетел? Или Мурасаки сам к нему в кабину забрался? Про адмирала вообще молчу. Или коридор и в сухой док трансформироваться может? Так или иначе, бравого японского аса нисколько не смутили парящие в небе драконы и, словив вьетнамский флешбэк от горящего внизу города, он начал методично уничтожать несчастных рептилий. В дальнейшем он на какое-то время откалывается от коллектива и начинает свой собственный боевой путь.

Со стороны изгоев так же имеется пестрый набор исторических личностей. Жанна д’Арк с Жиль де Рэ, которые первыми войдут со скитальцами в контакт, Анастасия Николаевна Романова с Григорием Распутиным, несколько японцев. В целом, их тяжелая судьба или безрадостный финал объясняют причину появления в стане изгоев и ненависть некоторых из них к людскому роду. И, стоит признать, это довольно интересный ход. К тому же, в отличие от скитальцев, которые разве что долголетие от своего нанимателя получили, изгои имеют сверхъестественные силы. Так, Жанна превратилась в ходячий огнемет, Анастасия, кто бы мог подумать, косплеит советский хладотанк, да и другие не отстают. А вот личность Черного короля, предводителя изгоев, раскрывать не буду. Хоть намеков в аниме хватает, все же напрямую его имя не раскрывается. И, надо признать, его хитрый план, раскрытый в одной из OVA, вполне себе имеет право на существование и довольно рационален.

И, с одной стороны, персонажи получились яркими, запоминающимися, но их очень много. Поэтому за двенадцать серий толком рассказать получилось только о главной четверке. Остальных, особенно изгоев, зацепили мельком. С другой стороны, каждый имеет свой исторический прототип. Вернее – сами и являются этими самыми прототипами, что упрощает знакомство зрителя с предысторией персонажей. Про Орлеанскую деву и Распутина на уроках истории, думаю, слышали все. А уж в собственной японцы наверняка разбираются, так что многочисленные соотечественники для них проблем не составили. Впрочем, и сами герои немного рассказывают о себе и друг друге окружающим, так что узнать, кто кем был и что с ним происходило в нашем мире, труда не составляет. При этом постоянные разборки и подтрунивания между товарищами привносят в происходящее здравую толику безумия и юмора. Как если бы к Ивану Грозному пришел сперва Петр Первый и рассказал, что стало с его наследием. Потом обоих бы, до чего докатилась империя, просветил бы дымящий трубкой Иосиф Виссарионович. А уж от кого безрадостные новости будет узнавать товарищ Сталин, я пока не знаю.

И, прежде чем поговорить о мире, необходимо сказать, что одним из первых скитальцев, кого Мурасаки отправил в этот мир, был Адольф Гитлер. Появился он шесть сотен лет назад, и, видимо, по привычке, устроил пивной путч. На этот раз вполне успешный. За последующие двести лет на принципе главенства людей построил империю Ортэ, которая прожила еще четыре сотни лет после его самовыпиливания. Что, честно говоря, меня несколько удивило. С чего вдруг? Или понял, что выбранный им путь все равно рано или поздно закончиться Советской армией, не очень вежливо стучащейся в ворота столицы? Или же все проще, и показывать фюрера среди здравствующих героев авторы все же постеснялись. И в целом наличие выходца из нашего времени вполне объясняет и стильную одежду у октябристов и имперцев вообще, и централизацию власти и экономики. Например, сконцентрированное в одном месте крупное оружейное производство, которое корпусами больше походит на что-то времен промышленной революции. Хотя все же странно видеть, что полноценной НТР за все двести лет правления фюрера так и не случилась. Как и, да, в который раз я это уже говорю, изобретения пороха. Насколько бы отбитым неудавшийся австрийский художник ни был, дать направление мыслей местным магам и алхимикам он вполне мог. Пусть не за год, а пару десятилетий они бы добились хоть какого-то прогресса. Он должен на собственном примере понимать преимущества огнестрельного оружия. Или именно памятуя о грохоте советских танков и Катюш в Берлине образца сорок пятого года, он решил поостеречься? Да, Мурасаки явно сглупил. Вместо фюрера надо было отправлять в этот мир Иосифа Виссарионовича с Лаврентием Павловичем, и к моменту начала картины на планете царил бы мир, дружба, самовар, а дело Маркса-Ленина распространилось бы минимум на всю планетарную систему. Тем более что скитальцы обладают немалым долголетием (один из помогших Гитлеру в перевороте, граф Сен-Жермен, дожил до настоящего времени) и никакого ХХ съезда никто бы не провел. Но нет, представителей коммунистической партии мы тут не увидим. А жаль. Впрочем, ничего удивительного.

В общем, с одной стороны, мы имеем явное средневековье без прикрас, с присущим ему классовым разделением, отношением к простым людям, приправленным расовой теорией – эльфы просто превращены в рабов и сидят по деревням, карликов или гномов отправили в концлагеря при оружейных заводах, - в котором укоренились некоторые аспекты управления двадцатого века. Причем то, что главными героями в аниме являются японцы из довольно суровых времен, добавляет колорита и показывает столкновение двух культур. Например, командир сдавшегося гарнизона искренне не понимает, с чего он должен делать сеппуку. Да и отношения к смерти, что своей, что чужой, у японцев специфическое. Не говоря уже о том, что тела поверженных противников Нобунага и Таехиса используют довольно утилитарно – создают селитровую яму. Впрочем, руководствуясь своему кодексу чести, головы павших Симадзу похоронил со всеми почестями. И за такими мелочами, выраженными как в разговорах, так и в поступках героев, следить было интересно.

А вот с военным делом никаких серьезных расхождений с историей нет. Пехота и конница, вооруженные мечами, копьями, луками и арбалетами, носящие доспехи. Правда, серьезно стандартизированные. Но это касается только империи Ортэ. Поскольку изгои, например, к моменту повествования, свою армию натренировали и развили гораздо сильнее. Да, они не занимаются техническим прогрессорством, но умело используют существующие технологии и провели серьезную организационную работу. Провели тотальную унификацию вооружения и обмундирования. Натренировали драконьих наездников в качестве эффективной авиации, совмещающей в себе функции транспортных вертолетов и вертолетов огневой поддержки. С привлечением на свою сторону гигантов одели их в броню и используют их, по сути, как тяжелые танки и БМП. Обеспечили свою пехоту средствами связи, обучили работе с картами, и этим они эффективно пользуются, например, запрашивая поддержку с воздуха при штурме стен вражеского города. Интересно, кто у них такой умный оказался? Ведь если среди скитальцев есть пришельцы хотя бы из сороковых, то у изгоев двадцатый век встретила разве что Анастасия Романова. Но сомневаюсь, что дочь российского императора хорошо разбирается в авиации. И, кстати, в отличие от Жанны, показана она достаточно уравновешенной и не жаждущей, по крайней мере, открыто, людской крови.

В отличие от русской великой княжны, скитальцы боевым опытом не обделены, и, освоившись в новом мире, активно берутся за военное строительство. Буквально вынудив, благодаря действиям Набунаги, эльфов поднять восстание и быстро напомнив им, что такое гордость, вчерашних рабов реорганизуют в эффективно действующий отряд. Обучение Еити, боевой опыт Нобунаги и несущийся вперед и ведущий за собой Таехиса – все это позволило уже в следующем бою одержать безоговорочную победу над повторной карательной экспедицией, а позже захватить крепость местной оккупационной администрации. А развернув широкомасштабную агитационную кампанию и получив подкрепление, идти на захват ближайшего промышленного центра. Впрочем, скитальцы не ограничиваются организацией и обучением, по новому взглянув на привычные для этого мира вещи. Так, Ода Нобунага быстро смекает, что по магическим шарам можно не только обмениваться мнениями, но и отдавать приказы и принимать доклады на поле боя. А Олминия, побыв вместе с троицей какое-то время, узнает для себя, что магия земли, оказывается, может быть применена не только как средство обороны, но и для нападения. Например, устройства ловушки для тяжелой пехоты или быстрого возведения штурмовой лестницы. Не говоря уже о том, что освоившись на новом месте, Ода Нобунага тут же задумался о порохе, и таки успешно его получил, задействовав все тех же эльфов в качестве рабочих рук, а продукты их жизнедеятельности как сырье для одного из компонентов. Благо, для черного пороха многого не нужно. В общем, прогрессорство на удивление адекватное. Никаких заводов по производству Арисак и Ха-Го, только порох, основанные на нем ружья, бомбы и стрелы, культурный обмен. К сожалению, последнему уделили минимум времени. В целом – прогресс не сильно уходит вперед и его лишь поворачивают в нужном направлении знающие люди, не желающие ждать, когда кому-нибудь придет в голову попробовать смешать нужные компоненты, избегая тупиковых ветвей развития и адаптируя свои знания под реалии мира.

Единственный, кто выбивается из этого ряда – адмирал Тамон Ямагути, не покидающий надолго борта своего сильно потрепанного и лежащего на скале «Хирю». Наладив отношения не с империей Ортэ, а с прибрежными торговцами, серьезно укрепил их флот за счет деревянных авианосцев… вернее – птиценосцев. Причем, вспоминая наше с Alexом обсуждение воздушного флота в «Подручном бездарной Луизы», пусть и мелькают они на экране совсем немного, но выглядят куда продуманнее. Взлетно-посадочная палуба на всю длину корпуса, смещенные ради этого вбок мачты. В целом, если предположить, что центровку они сохраняют благодаря балласту с противоположного борта, то смотрится весьма здраво и интересно. А наездники птиц, судя по всему, адмирала очень уважают. Это я еще молчу о том, что сам «Хирю», пусть его авиагруппа сильно, очень сильно, потрепана и ни одного целого самолета в ней нет, настоящий кладезь оружия и прочего оборудования. Не говоря уже о том, что и сам Ямагути хорошо образован. Что подмечает желающий наверстать упущенные две тысячи лет Сципион. Впрочем, огнестрельным оружием нас порадует и парочка бандитов с Дикого Запада, перемещенные в этот мир с неплохим арсеналом, включая картечницу Гатлинга. Правда, после упокоения французского барона патронов к ней не осталось.

А вот с боями все весьма спорно. Что-то верное с тактической точки зрения и, одновременно, идущее на равных, нам покажут при противостоянии изгоев и местных феодалов. Там потери будут нести обе стороны, но за счет явно расслабившегося на лаврах предыдущих побед гарнизона и сильного качественного скачка армии монстров, верх возьмут изгои. А так, что эльфы, что карлики и пятьсот отборных воинов графа Сен-Жермена, возглавляемые скитальцами, не несут никаких потерь от противника. По крайней мере, единственный эпизод, который я могу вспомнить – внезапное нападение Жанны. Но она имба. При столкновении же с рядовыми армии Черного короля последние будут выступать мальчиками для битья. А уж количество стрел, выпускаемых в секунду, вне зависимости от того, сколько лучников засело на деревьях, будет создавать впечатление, что эльфов поголовно вооружили бензиновым арбалетом Ван Хельсинга. Основные же герои, как терминаторы, выкашивают простых противников десятками и сотнями, не получая никакого урона, и остановить их могут точно такие же боги войны из противоположного лагеря. Реализма, конечно, эти поединки не прибавляют, но что бой с французской парочкой, что сражение с Тосидзо Хидзикатой шли на равных, заставив обе стороны идти на уловки и оценивать противника. Искать его слабые стороны и думать. А самому - прятаться. В общем, заметно, если так можно сказать, сильное влияние или, вернее, сходство с «Хеллсингом». Зрелищно, ярко, но не имеет ничего общего с реальностью. Впрочем, ничего удивительного.

С другой стороны, уделили внимание различным военным хитростям, вроде измазанных известной субстанцией стрел, лишение противника возможности промыть рану, получив такой «подарок», и засады на кавалерию в лесном массиве. Учли и психологию поля боя. Например, страх получить инфекцию, важность сломить у противника волю к сопротивлению, посеять панику в его рядах. А перелом, оказываемый появлением огнестрельного оружия, Нобунага объясняет не только возросшей огневой мощью и повышенным, по сравнению с холодным оружием, психологическим воздействием на противника, но и его простотой, позволяющей вчерашнему крестьянину после минимальной подготовки одолеть опытного воина.

Магия же органично вплетена в мир и не является такой уж вундервафлей. Причем использование ее как альтернативы войскам связи и инженерам мне очень понравилась. Тем более что до изобретения хотя бы искровых передатчиков и телеграфа местным прогрессорам как до луны. Своего Маркони у скитальцев нет, и максимум на что можно надеяться – запас средств связи на побитом японском авианосце.

Юмор… Он здесь специфический. Собственно, что еще ждать от общества закаленных боями и интригами мужиков? И даже Олминия в их перебранки вплетена весьма органично, не смотря на домогательства со стороны Нобунаги. Немного дровишек подкинет и прогрессирующий маразм Ганнибала. Не обошли стороной и… А, пофиг, боевых пидарасов. Граф Сен-Жермен с двумя товарищами выступает, скажем так, «нежной» стороной вопроса, ближе к концу подгоняя еще пять сотен накачанных мужиков в форме. С соответствующей реакцией скитальцев и их союзников. Однако, вопреки ожиданиям, кривляния троицы особого отторжения не вызвали. Тем более, что когда надо, они умеют быть серьезными. Да и гвардия графа на поле боя действовала весьма профессионально. Хотя, помня, как в Рейхе относились к данной категории, весьма странно видеть Сен-Жермена не только живым и здоровым, но и владеющим третью империи Ортэ.

Визуальное исполнение оригинальное и сильно контрастирует с привычной яркой прилизанной картинкой современных аниме, остылая все к тому же «Хеллсингу», с преобладанием темных тонов. Так же как и в похождениях вампира Аллукарда, иногда стилистика будет переходить в совсем упрощенную, когда герои будут вспоминать о чем-то, выражать эмоции, пикироваться или рассказывать о своих хитрых планах. Opening и ending выполнены в своих стилях, и в каждого зрителя будут ждать кадры, стилизованные под древние японские картины. Мелодия openingа получилась весьма бодрой, думаю, ее можно слушать и отдельно от сериала. К озвучке Anilibria в этот раз никаких вопросов нет. Голоса подобраны весьма неплохо. А вот переводчикам хочется напомнить, что винтовку назвали винтовкой из-за нарезов в стволе. И чередовать данный термин с мушкетом некорректно.

В итоге, получился довольно бодрый боевик с живыми персонажами, продуманным миром, специфическим юмором и яркими схватками, который, не смотря на мрачность, смотрится легко и не оставляет какого-то тяжелого послевкусия. Пока, к сожалению, не получивший продолжения, не смотря на откровенный намек на это в конце первого сезона.

Из дополнительных материалов, раз аниме имеет определенное отношение к истории страны восходящего солнца, сегодня посоветую два ролика на YouTube-канале с левым уклоном «Держать курс» о зарождении капитализма в Японии (часть первая и вторая). Довольно неплохая, на мой дилетантский взгляд, работа, правда, авторы очень часто используют слова «капитал», «рабочий класс» и так далее. Режет слух. И детальный рассказ Сурена Цормудяна о битве у атолла Мидуэй и трагедии крейсера Индианаполис. Впрочем, и с остальными работами на этих каналах искренне советую ознакомиться. Как и с обзором на «Скитальцев» на канале якабито смотрит анимэ. Если я сосредоточился на технической составляющей, то Якабито подошла к вопросу комплексно и довольно интересно оценила психологический аспект сериала.

Заключение

На этом на сегодня все. И, пока на канале наблюдается не свойственное для него оживление, о котором обязательно порассуждаю ближе к Новому Году, у меня в голове полный вакуум. Задержавшийся на пару дней обзор тому неплохой пример. Что этому способствовало – просто внезапное «перегорание», проснувшиеся ближе к зачетам и сессии студенты, резко вспомнившие о курсовых проектах, переезд на несколько этажей ниже без лифта, но с большим количеством железа, или же причины личного характера – не знаю. Но хочется надеяться, что на качестве статьи все это сказалось не очень сильно, и вам было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какой-нибудь тайтл для просмотра, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу.

Очень надеюсь, что финальное аниме из подборки исправит положение, и до 31 декабря я успею выпустить все запланированные статьи. А пока, если на канале вы впервые, можете ознакомиться с серией обзоров на «военные» аниме, ориентироваться можете по этой статье. А так же напомню, что в рамках темы попаданцев-прогрессоров и противостояния магии и современных технологий мы уже рассмотрели:

- «Старшеклассники позволили себе жизнь в другом мире!»;

- первый сезон «О моем перерождении в слизь»;

- «Власть книжного червя»;

- «Подручного бездарной Луизы» (первая и вторая части);

- «Арифурэта: сильнейший ремесленник в мире»;

- «Врата: там бьются наши воины».

Приятного чтения и до встречи через неделю.

P.S. И немного личного. Я теперь начинаю понимать, почему обыватели порой косо смотрят на анимешников. Кто занимается дизайном дакимакур?! Какой озабоченный? Фанат юмора «Луизы»?! Из всех просмотренных с интересными и знакомыми мне персонажами нормальными оказались только изображения Канны и, внезапно, Рори Меркьюри. А как насчет милитаристов, а? Мы что, не люди? Где Миг-27 «Аллигатор» или сборная «Правды» на фоне матчасти?!

#аниме #аниме обзор