По единой оценке отечественных и зарубежных историков после Карибского кризиса самым напряжённым периодом противостояния Советского Союза и США были годы с 1983 по 1986.
В марте 1983 года Рональд Рейган назвал СССР «империей зла» и провозгласил программу «СОИ», которая предусматривала вывод американских вооружений в космос. В сентябре этого же года произошёл странный инцидент, когда советскими средствами ПВО был сбит южнокорейский пассажирский самолёт. По официальным данным на нём было 269 человек. Только вот немало СМИ писали о том, что после крушения людей в обломках не было обнаружено.
Американцы начали активное размещение в Западной Европе баллистических ракет «Першинг-2» и «Томагавк». Страны НАТО провели командно-штабную военную игру, отрабатывающую взаимодействие союзников на случай ядерной войны.
После размещения «Першингов» время их подлёта до границ СССР уменьшилось до 6-7 минут. Для советских систем ПВО того времени перехватывать их было невозможно. Требовалось найти возможность защитить страну от подобных угроз или, хотя бы, показать, что в случае ядерного удара по СССР будет адекватный ответ.
Андроповым было принято решение развернуть установки для пуска ракет в ГДР и Чехословакии. Но самое главное – была создана новая система дежурства советских атомных подводных лодок у берегов США.
На каждой субмарине было до 16-ти баллистических ракет с боеголовками, которые при пуске разделялись, и каждая часть шла на заранее запрограммированную цель. Каждая из шестнадцати ракет была в 20 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму. Вооружения одной АПЛ хватило бы на сотню городов Америки.
Одновременно у берегов США находилось до 90 таких ракет, имеющих 1800 ядерных зарядов. Благодаря решению Андропова время подлёта до США стало значительно меньше того, которым располагали бы при ударе американцы.
Три года, сменяя друг друга советские АПЛ «дежурили» у атлантического побережья Америки. Это были подводные крейсера Северного и Тихоокеанского флотов.
Каждый из них был укомплектован самым смертоносным оружием, находившимся от подводников всего лишь «за стеной». При этом субмарины по возвращении обязывали участвовать в ракетных и торпедных стрельбах. А нужно было ещё успеть до нового похода пройти текущий ремонт, докование, принять и обучить новый экипаж матросов, пополнить все запасы.
Дальние походы изнашивали не только технику, но и психику людей. Особенно тяжело стало, когда «повеяло временами перестройки». На военных стали обращать всё меньше внимания. Запчасти приходили редко, судоремонтные сроки сокращались, ухудшалось качество работ. Возникли огромные проблемы с кадрами. Часть специалистов приписывалось к определённой АПЛ только на время похода, что значительно ухудшало слаженность работы экипажа.
Жёсткое противостояние ядерных сил продолжалось до сентября 1986 года, когда состоялась встреча Михаила Горбачёва и Рональда Рейгана. Здесь впервые была озвучена идея отказа от гонки вооружения СССР и США. В следующем году подписали договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Осуществлять жёсткую блокаду США советскими АПЛ больше не было необходимости.
Это отодвинуло обе страны от края ядерной пропасти. Не радует только то, что большинство дальнейших действий нашего государства в военной сфере пошло под американскую «диктовку». Что фактически привело не только к распаду СССР, но и обороны страны.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.