Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Аккустико-гностическая афазия. Развитие фонематического слуха. Дифференциация фонем

учиться различать слова по составу предметные картинки, Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. К каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти. 1.Упражнение «Какой звук есть во всех словах?» Логопед произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у больного, какой звук есть во всех этих словах. 2. Упражнение «Общий звук» Логопед предлагает найти часто повторяющийся звук в стихотворении, предложении или скороговорке: «Маша нашла большую шишку». 3.Упражнение «Поймайте звук» Больному предлагают хлопнуть в ладоши каждый раз, как услышит звук [ш]; и сосчитайть
Оглавление

Тема: Дифференциация фонем или учимся различать слова по составу

Цели:

учиться различать слова по составу

Оборудование:

предметные картинки,

Ход урока:

I.Работа со звуком

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. К каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

1.Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Логопед произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у больного, какой звук есть во всех этих словах.

2. Упражнение «Общий звук»

Логопед предлагает найти часто повторяющийся звук в стихотворении, предложении или скороговорке: «Маша нашла большую шишку».

3.Упражнение «Поймайте звук»

Больному предлагают хлопнуть в ладоши каждый раз, как услышит звук [ш]; и сосчитайть, сколько раз он звук [ш]; положите на стол столько фишек, сколько раз услышите [ш].

4.Упражнение «Подними сигнал»

- На что похож звук Ш? Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Больной должен определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д.

Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара, [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.

Инструкция: «Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук [с], поднимите флажок, вот так».

5. Упражнение «Узнавай-ка», «Звуки-буквы»

У твердого звука [с] есть братец-близнец – мягкий звук [с’]. Я буду показывать и называть картинки, а вы если услышите [с] – поднимите синюю фишку, если [с’] – зеленую.

Картинки: сова, гусь, такса, такси, сеть, сено, стол, светильник (осоо сложное слово, так есть мягкие звуки, но не сь)

6.Упражнение «Сигнальщики»

Оборудование: синие и зелёные фишки.

Ход: В правую руку возьмем фишку синего цвета, в левую – зеленую. Если в слове есть звук [м], показываете синюю фишку; если в слове есть звук [м,] - зеленую. Слова: малыш, миска, дом, мышь, камень, мёд, компот и т.д.

7.Упражнение «Внимательные ушки»

Ход: Логопед дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [р] хлопните в ладоши вот так».

а) из ряда звуков: [р], [ш], [к], [м], [р], [ж], [х], [ы], [р] и т.д.;

б) из слогов: со, мо, ар, га, про, дыр, эр, пи, мин, рам и т.д.

в) из слов: рыба, слон, помидор, роза, лампа.

8. Упражнение «Придумай слово»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: не требуется.

Дается простое задание придумать слова на заданный звук, можно их нарисовать. Рисование любое: карандашом, ручкой, цветными карандашами — хорошо разнообразит любое занятие.

II. Работа с картинками

1.Упражнение «Разложи правильно картинки»

Оборудование: предметные картинки: шар, собака, шапка, шаль, совок, мясо, шакал, сундук, посуда, сумка, шиповник.

Ход: Больному предлагается разложить картинки в два ряда, в один со звуком [с], в другой со звуком [ш].

2.Упражнение «Картинка-помощница»

Ход: Больному предлагается назвать на картинке как можно больше предметов, в названии которых есть заданный звук.

Крыша, кошка, ёжик, штакетник, мишка, флажок, груша.

3.Упражнение «Подарим подарки Соне (со звуком [с]) и Захару (со звуком [з])».

Оборудование: предметные картинки: зонт, собака, слон, заяц, санки, зебра, земляника, сушки.

Ход: Детям раздаются предметные картинки, уточняя, что на них изображено. К нам в гости пришли Соня и Захар. Нам нужно подарить им свои подарки Соне картинки со звуком [с], Захару со звуком [з].

4.Упражнение «Наоборот»

Логопед называет слова и предлагает больному найти к ним рифму, заменив звук с звуком ш: сайка – шайка, шкала – скала, сутки – шутки, палас – палаш.

5. Упражнение «Чудо-дерево»

Оборудование: изображение дерева, предметные картинки: колобок, шар, крышка, мяч, колбаса.

Ход: Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук к

6. Упражнение «Помоги Незнайке»

Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне слова.

Оборудование: изображение Незнайки, предметные картинки.

Ход: На наборном полотне перед детьми - изображение Незнайки и комплект картинок: дом, шар, сумка, машина,, утка, лошадка, тигр, шуба, лапа, шляпа, топор, мышка, дерево.

Логопед предлагает рассмотреть картинки, подумать и помочь Незнайке выбрать только те, в названии которых имеется звук [ш]. После выполнения задания правильность проверяется путем называния отобранных картинок.

7. Упражнение «Живые звуки»

Оборудование: буквы.

Ход: Перед больным лежат три буквы: А, У. И. Педагог называет слово мак — показы­вает букву А. Педагог называет слово суп. Больной показывает букву У. Педагог называет слово кит. Больной выбирает букву и. Слова: куст, парк, мир; лук, рис, бак; рак, сук, пир.

8.Упражнение «Грузовик»

Цели: определение наличия звука в слове.

Оборудование: изображение грузовой машины, карточки с картинками.

Например: Педагог демонстрирует предметные картин­ки: : слон, аист, авто­бус, осы, носорог, шмель, шарик, чашка, ёрш, мишка. Больной рассматривает и называет их. Затем педагог поме­щает на наборное полотно изображение грузо­вика и объясняет, что в грузовике «поедут» те пассажи­ры, в названии которых начинается звук С. Больной «рассаживает» пассажиров, объясняют выбор каждого слова.

Итог

Вни зависимости от урока можно проводить упражнения в свободное время, прося больного назвать звук с которого начинается то или иное слово, звук, которым оно заканчивается.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/YYVfxwtl_Q0SRHqe

Следующий урок: https://dzen.ru/a/YaO9Le2u_DHITz3e

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

-2

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.