Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Аккустико-гностическая афазия. Развитие фонематического слуха. Дифференциация слогов

Тема: Дифференциация слогов

Цели:

1. Развитие умения дифференцировать слоги.

Дифференциация слогов

При развитии умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры - открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

1.Упражнение «Эхо»

Цель упражнения - развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах.

Вариант 1: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

та-ка-па па-ка-та

ка-на-па га-ба-да

фа-ха-ка ма-на-ва

ба-да-га ка-ва-ха и т.д.

Вариант 2: Педагог предлагает повторить серию слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов): (слоги можно показать)

па-ба та-да

по-бо ка-га

пу-бу фа-ва

са-за шу-жу и т.д.

па-ба-па та-да-та ва-фа-ва

по-бо-по да-та-да фа-ва-фа

пу-бу-пу ка-га-ка са-за-са

пы-бы-пы га-ка-га зу-су-су и т.д.

Вариант 3: Педагог предлагает повторить серию слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: (слоги можно показать)

па-пя по-пё пу-пю пы-пи

ма-мя мо-мё му-мю мы-ми

ва-вя во-вё ву-вю вы-ви

та-тя то-тё ту-тю ты-ти и т.д.

Вариант 4: Педагог предлагает повторить серию слогов с наращиванием стечения согласных звуков: (Букварь Н. Жуковой)

па-тпа на-пна ка-фка фа-тфа

та-пта на-фна ка-тка ка-пка

та-фта ма-кма на-кна та-кта и т.д.

Вариант 5: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта-пто-пту-пты тма-тмо-тму-тмы

кта-кто-кту-кты кна-кно-кну-кны

фта-фто-фту-фты фка-фко-фку-фкы

тпа-тпо-тпу-тпы пна-пно-пну-пны

Вариант 6: Педагог предлагает повторить серию слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:

пта-тпа кта-тка фта-тфа

пка-кпа фка-кфа хта-тха

фпа-пфа гда-дга вба-бва

2.Упражнение «Телефон»

Цель: развитие умения дифференцировать слоги.

Ход: Люди сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении больных) на ушко первому ученику. Серия слогов передается по цепочке и последний ученик произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

3.Упражнение «Какой отличается?»

Цель: развитие умения дифференцировать слоги.

Ход: Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает больному определить, какой слог отличается от других и чем.

4.Упражнение «Бабочка»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Ход: логопед предлагает больному «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы - бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки»), но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...

5.Упражнение «Медвежонок»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Оборудование: картинка медвежонок.

Ход: логопед показывает медвежонка и говорит, что он потерялся. Медвежонок еще маленький и не может громко позвать свою маму. Логопед просит помочь медвежонку и громко повторить его слова: Ам-ма! Ом-мо! Ум-му!

Примечание: Можно предложить обратные и прямые слоги с другими доступными для произношения согласными (Н, Л, Х, С и т.д.) и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

6.Упражнение «Малыш»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Оборудование: игрушка

Ход: логопед показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Логопед тонким голоском произносит слоги, а больной повторяет: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...».

Примечание: Можно предложить прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

7.Упражнение «Повтори за мной»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: игрушечный медведь.

Ход: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок не умеет говорить на нашем языке. Он предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па - ба, по -бо, пу - бу, па -па- па, ба- ба -ба.

Примечание: Можно предложить слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Можно использовать эту игру в организационном моменте занятия, попросив повторить слоги за сказочным героем.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/YZqOEgXSPV0KZs7O

Следующий урок: https://dzen.ru/a/YazFKYS0ZBF5lH31

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.