Найти тему

Три «Старика Хоттабыча»: как актуальная политика меняла детскую сказку

Оглавление

Многие знают о том, как ретушировались политические фотографии в сталинскую эпоху: неугодные люди, подвергавшиеся репрессиям, исчезали с фото, оставались только те, кто был признан истинным коммунистом.

Менее известно о том, как вслед за изменением политической обстановки редактировались книги — даже детские сказки.

Ворошилов, Молотов, Сталин и Ежов на канале Москва-Волга. Фотография 1937 год
Ворошилов, Молотов, Сталин и Ежов на канале Москва-Волга. Фотография 1937 год
Ворошилов, Молотов и Сталин, фигура Ежова удалена при ретушировании
Ворошилов, Молотов и Сталин, фигура Ежова удалена при ретушировании

У любимого многими советскими детьми «Старика Хоттабыча» было три редакции. Первая вышла в «Пионерской правде» в 1938 году, и затем была издана отдельной книгой в 1940. Вторая вышла в 1953 году, а третья — в 1955 (в 1956 году по ее мотивам сняли одноименный детский кинофильм).

Сюжетные ходы и персонажи во всех трех книгах одинаковые, сильно различаются только политические моменты.

1. Что происходит в Индии?

Как мы помним, в первой половине книги старик Хоттабыч отправляет приятеля Вольки Женю Богорада в Индию, чтобы его там продали в рабство. В трех редакциях с Женей происходят совсем разные события.

Обложка издания 1940 года
Обложка издания 1940 года

В книге 1940 года рассказа об индийских событиях нет вообще: старик Хоттабыч возвращает Женю из Индии с помощью волшебства, после чего говорится:

И тут же под яблоней Женя Богорад рассказал своему старинному приятелю Вольке Костылькову о своих приключениях на чайной плантации в одном из заброшенных уголков Индии. Поверьте автору на слово, что Женя вёл себя там так, как надлежит вести себя в условиях жестокой эксплуатации юному пионеру.
Автор этой глубоко правдивой повести достиг довольно преклонного возраста и ни разу не обострил своих отношений с вице-королём Индии. Ему поэтому не хотелось бы испортить эти с таким трудом наладившиеся отношения. А рассказ Жени Богомаза, совсем ещё юного гражданина Советского Союза, о том, что он видел в Индии, придирчивые дипломаты могли бы определить как вмешательство во внутренние дела жемчужины британской короны.
Аллах с ней, с этой жемчужиной! Вернёмся лучше к нашим баранам.

В книге 1953 года отношения с Британией испорчены напрочь: разгорается «холодная война», в СССР идет кампания «по борьбе с космополитизмом». И в книге появляется подробный рассказ Жени о том, как его избили и действительно продали в рабство:

Я упираюсь, а они волокут. Я упираюсь, а они бьют меня палками по спине и волокут, волокут, волокут... Выволокли. А там уже стоит покупатель. Понимаешь, по-ку-па-тель! Пришёл покупать меня в рабы! Они там людей продают и покупают! Но я не дрогнул. Я говорю: «В чём дело? Почему вы меня держите за руки? Какое право вы имеете драться? Я свободный советский человек». Тогда один из них говорит: «Тут тебе, болван, не Советский Союз, а Британское содружество наций, и ты не свободный человек, а мой раб. И я, говорит, тебя сейчас продам вот этому достойному господину, и ты будешь работать на его чайной плантации».

А ещё главнее, Волька... Волька, если бы ты только видел, какие там худущие люди— крестьяне, рабочие!.. А нищих какая масса! Полные улицы нищих — совсем-совсем голые! Тощие, как скелет в нашем биологическом кабинете, только коричневые. Даже смотреть на них невозможно: обидно! Только почему они не борются? Знаешь, если бы я остался там рабом, я бы обязательно организовал восстание, честное пионерское!..

Наконец, 1955 год. Сталин умер, «борьба с космополитизмом» заканчивается. И появляется новый рассказ об Индии, который всем нам хорошо известен, в том числе и по фильму:

Женю с почётом сняли со слона, с почётом ввели под навес и первым делом накормили, что было более чем кстати. Оказывается, что и во сне ему хотелось кушать. Подумать только, какой ему снился реальный сон! Потом к нему подходили и жали руку. Потом все спели протяжную‑препротяжную индийскую песню, а Женя по мере сил подпевал, и это всем ужасно понравилось. Потом Женя запел «Гимн демократической молодёжи», и его подхватили несколько деревенских парнишек и девчат, а все остальные по мере сил своих подпевали.

2. Глупый и жадный богач

Во второй части книги автор показывает, что случилось бы, если бы сосуд с джинном открыл не советский пионер, а богач с капиталистическим мышлением. В 1940 году этого богача звали Феоктист Кузьмич Хапугин, до революции он был купцом и владел 4 магазинами:

Продавцы магазинов случайных вещей хорошо знали гражданина Хапугина, бывшего частника, а теперь помощника заведующего хозяйством кустарной артели «Красный пух». Каждый день после службы Хапугин обходил один за другим магазины в надежде воспользоваться неопытностью продавцов и отхватить за бесценок какую-нибудь ценную вещицу.

В 1953 году в соответствии с требованиями момента Феоктист Кузьмич превратился в американца Гарри Вандендаллеса из Нью-Йорка:

Продавцы магазинов случайных вещей и комиссионных магазинов уже хорошо знали мистера Гарри Вандендаллеса, недавно приехавшего в качестве туриста-дельца из Нью-Йорка. В свободное время он совершал регулярные рейсы по комиссионным магазинам и магазинам случайных вещей в надежде приобрести за бесценок какую-нибудь стоящую вещицу.
Обложка издания 1953 года
Обложка издания 1953 года

Наконец, в 1955 году Гарри Вандендаллес стал представителем абстрактной зарубежной страны:

Продавцы магазинов случайных вещей и комиссионных магазинов уже хорошо знали господина Вандендаллеса, недавно приехавшего из‑за границы в сопровождении своей супруги. В свободное время он совершал регулярные рейсы по комиссионным магазинам и магазинам случайных вещей в надежде приобрести за бесценок какую‑нибудь стоящую вещицу.

3. Что происходит в Италии?

Кроме Индии, Лазарь Лагин решил показать и развитую капиталистическую страну на примере Италии. В издании 1940 года в Италии безработица:

— А разве у вас в Неаполе нет безработных? — усомнился юный генуэзец и снова принялся мастерить свой кораблик. — Иди, иди подальше. У нас в Генуе мальчики не любят, когда к ним пристают с глупыми вопросами.

В 1953 году в Италии забастовка — и не просто так, а против американцев:

— А разве в Неаполе рабочие не бастуют против де Гаспери и американских крыс? — рассердился юный генуэзец. — Знаешь что, иди-ка ты подобру-поздорову! У нас в Генуе мальчики не любят, когда к ним пристают с глупыми вопросами!.. Постой, постой! А может быть, тебе нравятся де Гаспери и его американские хозяева? — крикнул он вдогонку уходившему Вольке. — Ты говори прямо! Нравятся?..

В 1955 году акценты смягчаются: итальянцы протестуют не против американцев, а против абстрактных «иностранных военных баз»:

— А разве в Неаполе рабочие не бастуют против иностранных военных баз? — рассердился юный генуэзец. — Знаешь что, иди‑ка ты подобру‑поздорову! У нас в Генуе мальчики не любят, когда к ним пристают с глупыми вопросами?.. Постой, постой! А может быть, тебе нравятся иностранные военные базы в Италии? — крикнул он вдогонку уходившему Вольке. — Ты говоря прямо! Нравятся?..

В разные годы итальянские полицейские обвиняют старика Хоттабыча в разных правонарушениях и с разной мотивацией. В 1940 году есть прямая отсылка к мероприятиям фашистского режима Муссолини:

— Во-первых, потому, что вы нарушили закон, предписывающий сдавать в казначейство все кольца, изготовленные из драгоценных металлов (тут следователь указал на хапугинское серебряное кольцо, красовавшееся на безымянном пальце правой руки Хоттабыча), а во-вторых… Вы не женаты?
— Да я никогда и не был женат, о коварный следователь!
— Ну вот-вот. А дозвольте узнать, внесли ли вы налог, причитающийся с вас как с холостяка?
— В мои годы? — поразился Хоттабыч.
— Значит, вы не выполнили долг перед возрождённой Италией и уклонились от уплаты налога на холостяков, — с удовлетворением заключил следователь. — Я, к великому своему сожалению, вынужден арестовать вас.
Обложка издания 1958 года (содержит редакцию 1955 года)
Обложка издания 1958 года (содержит редакцию 1955 года)

В 1953 году золото нужно сдавать под предлогом «борьбы за западную цивилизацию»:

— За то, что вы не выполнили предписания правительства и не сдали итальянскому казначейству всё золото, которое вы имеете. Вы должны были бы понимать, что без золота Италия не может с успехом бороться за западную цивилизацию.

В 1955 году для «преступления» Хоттабыча используется такая же формулировка.

Правда, если в 1938 и 1953 годах Хоттабыч дарил итальянским рыбакам чемоданы с золотом, то в 1955 году он дарит им чемоданы с бесконечным запасом свежей рыбы.

Ставьте лайки и подписывайтесь!

В прошлый раз мы делились тремя неочевидными шутками из фильма «Операция Ы» — вам понравится.

Сказки
3041 интересуется