«Такое видение открыл мне Господь: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса. И было, когда она окончила есть траву на земле, я сказал: “Господи Боже! Пощади! Как устоит Иаков? Он очень мал”. И пожалел Господь о том. “Не будет этого”, — сказал Господь» (Ам. 7:1-3).
Вы слышали выражения “Одна картинка стоит тысячи слов” или “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”? Многие из нас, наверное, согласятся с этим. В большинстве случаев картинка скорее передает смысл, чем просто слова. Но не только это: картинка чаще всего интереснее скучных слов. Интереснее видеть истину, представленную в ярком образе, чем просто слышать ее.
Список грехов и осуждений в проповеди Амоса может утомить изучающего его книгу, но глава 7 привносит яркое, даже освежающее изменение в излагаемый Амосом материал. Ему позволено увидеть пять видений от Бога о будущем Израиля, и он пересказывает их. Поэтому литературный стиль книги меняется от дидактического к повествовательному, а повествовательная форма всегда интереснее поучительной.
Возникают вопросы относительно порядка, в котором записаны эти видения: когда они имели место? Соблюдается ли в книге Амоса хронологический порядок? Некоторые авторы высказывают мысль, что эти видения были частью призвания Амоса, когда он был в Фекое. По их мнению, Бог показал ему эти видения, о которых он рассказывает в главах 7, 8 и 9, когда призвал его к пророчеству. Вполне возможно, потому что в главе 1 Амос говорит: “Слова Амоса, одного из пастухов фекойских, которые он слышал в видении об Израиле”. Это может относиться к его призванию. Это также согласуется с тем фактом, что в первых двух видениях в главе 7 он просит Бога помиловать Израиль. Он говорит колоритным, отеческим языком: “Господи Боже! ...Как устоит Иаков? Он очень мал”. Может показаться странным, что он молит об Израиле именно сейчас, после его обличения в главах 1—6.
Не исключено, однако, что свой материал Амос все же излагает в хронологическом порядке. В этом месте книги защита Амосом Израиля представляется логичной. Хотя он и говорил о разрушении, но когда в видениях увидел фактическую картину гибели Израиля, она так поразила его сердце, что он взмолился о его избавлении.
Если видения символизируют призвание Амоса, то почему они расположены в таком необычном порядке? После изложения трех видений следует рассказ о конфликте между Амосом и Амасией. А после сообщения о конфликте идут еще два видения. Если события происходили не в том порядке, в каком они представлены, тогда порядок, в котором он излагает их, кажется странным. Если пять видений были его призванием, то почему он не рассказал их по порядку?
Вопрос интересный, но есть поистине важные вопросы: чему учит книга Амоса и как эта книга соотносится с нашей жизнью и с нашими взаимоотношениями с Богом.
НАШЕСТВИЕ САРАНЧИ
«Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса» (Ам. 7:1).
Первое видение Амоса — о нашествии саранчи. Саранча, как известно, уничтожает всю растительность, всю траву, но отметьте время ее нашествия. По требованию царя ранний покос уже прошел и подати в виде первых плодов уже собраны. А это, если хотите, второй урожай. Один урожай с земли уже сняли, и царь получил его. Второй урожай оставлялся людям, чтобы им было чем прокормиться. Если бы саранча налетела на весь уже созревший посев, она бы нанесла огромный урон, но если первый урожай ушел на подати и начинает расти второй, доходный, посев, то нашествие саранчи в это время могло оказаться вдвойне бедственным.
Когда Амос увидел саранчу, которая налетела в то время, когда она могла принести наибольшее бедствие народу, он взмолился за Израиль: “Господи Боже! Пощади!” (7:2). Он умоляет простить Израиль за его грех, хотя бы не посылать им такого страшного наказания. “Как устоит Иаков? Он очень мал”. Этот “отеческий” язык отображает отношение родителя к своему ребенку. Речь идет не о физической численности народа. Израиль был больше Иудеи. Он не уступал по своей численности другим народам того времени, за исключением разве что некоторых, среди которых Ассирия была, видимо, самой большой страной. Это просто выражение нежности и мольбы. Представьте родителя, который смотрит на своего ребенка и видит, что тот получает заслуженное наказание. Правосудие болезненно, и сердце родителя стонет: “Но ведь это мой ребенок. Он такой маленький. Как он это выдержит?” Именно это говорит и Амос. Красота этого эпизода в том, что Бог слышит, когда Его раб молит о своем грешном народе, и говорит: “Я пощажу их. Нашествия саранчи не будет”.
Наверное, самый важный урок, который мы извлекаем из этих видений, — что Бог милостив. Божья милость сияет на страницах книги, и особенно в первых двух видениях.
ПОЖИРАЮЩИЙ ОГОНЬ
«Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Господь Бог произвел для суда огонь, и он пожрал великую пучину, пожрал и часть земли» (Ам. 7:4).
Амос описывает второе видение, видение огня. Что это за “великая пучина”, которую пожрал огонь? В Быт. 12 “великой пучиной” назван океан. Таково значение этих слов везде, в каком бы месте Писания мы их ни встретили. В данном видении огонь такой сильный, что пожирает океан, из которого он выходит. Затем, слизав океан, Он начинает пожирать землю. Он уничтожит все. Бог говорит этим видением: “Я накажу Израиль, и вот что Я сделаю. Это видение символизирует то, что Я сделаю”. И снова Амос молит: “Господи Боже! Останови! Как устоит Израиль? Он очень мал”. В ответ на страстную мольбу Амоса Бог проявляет милость. В Слове говорится: “И пожалел Господь о том. «И этого не будет», — сказал Господь Бог” (7:6).
СВИНЦОВЫЙ ОТВЕС
«Такое видение открыл Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него — свинцовый отвес. И сказал мне Господь: “Что ты видишь, Амос?” Я ответил: “Отвес”. И Господь сказал: “Вот, положу отвес среди народа Моего Израиля; не буду более прощать ему”» (Ам. 7:7, 8).
Третье видение, явленное Амосу, отличается от предыдущих тем, что не изображает разрушения как такового. Оно рисует несправедливость народа. Оно показывает, что Израиль заслуживает наказания.
Многие из нас знакомы с отвесом. Это небольшой груз, свободно подвешенный на нити, по которой определяют вертикальное направление. Если конструкция не абсолютно вертикальна, то при сравнении с нитью погрешность выявляется. Используя этот образ, можно сказать, что конструкция оказалась “неотвесной”. Образ отвеса в применении к людям и их отношениям с Богом говорит о том, что эти отношения неправильны, что они уклоняются от Него. Прежде чем установить отвес, Бог говорит: “Я возьму отвес, и он покажет, что они уклонились. Они заслуживают всяческого наказания, и Я не буду более прощать им”.
Фразу “Не буду более прощать ему” мы видим, начиная с главы 2 и далее по всей книге каждый раз, когда Бог заводит речь об Израиле. Главное в этой фразе то, что до этого момента Он щадил их. Он проявлял милосердие, которое заключалось в том, что, когда они заслуживали наказания и даже истребления, Он не наказывал их. Он откладывал суд. Но пришел конец Божьему терпению, и Он говорит: “Не буду более прощать ему”.
АМОС И АМАСИЯ
Дальнейшие слова Бога вызывают конфликт между Амосом и Амасией: “И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоама” (7:9). В то время царем Израиля был Иеровоам II. Конфликт возникает оттого, что Амасия, священник в Вефиле, посылает такое сообщение Иеровоаму: “Амос замышляет против тебя здесь, в этой земле; кроме того, он говорит, что ты умрешь от меча, а Израиль непременно пойдет в изгнание”. Хотя нам сказано, что Амасия передал Иеровоаму ту весть, которую проповедовал Амос, Писания умалчивают, какой была реакция Иеровоама. Возможно, что, когда Амасия вернулся к Амосу и велел ему покинуть страну, убираться домой и пророчествовать в Иудее, он говорил от имени самого царя. Царь мог сказать: “Если он проповедует здесь такое, то вели ему удалиться из земли”. Очевидно, у Амоса не было выбора, когда местный священник, местная власть в Вефиле, сказал: “Убирайся домой”. Он закончил свою весть, после чего вынужден был немедленно возвратиться домой.
Амасия сказал Амосу: “Провидец! Пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй” (7:12). Иными словами, он сказал: “Не пророчествуй в Вефиле, ибо это святыня царя и царская резиденция”. Современным языком это звучало бы так: “Не ходи в эту церковь и не проповедуй о грехе и погибели! Сюда, в эту церковь, ходит царь!” Поскольку это было местом поклонения царя, Божью весть там проповедовать было нельзя. Так думал Амасия.
В ответе Амоса на еврейском языке присутствует игра слов, которая при переводе теряется. Амос отвечает: “Ты говоришь «Иди отсюда», а Бог говорит «Иди сюда»”. Мы видим прямо противоположные повеления. Игра слов показывает прямое противоречие между царским и Божьим повелениями.
В стихе 14 мы видим другой аспект этого конфликта. Амос говорит: “Я не пророк и не сын пророка”. Он не отрицает, что говорил по вдохновению Божьего Духа. Во 2 Пет. 1:19-21 Петр говорит, что, когда пророку давалось видение, ему не было позволено по собственному усмотрению истолковывать его. “Но изрекали его... люди, будучи движимы Духом Святым”. Амос пророчествует, но пророчество, говорит он, не является его профессией. Он пас овец и обрабатывал сикоморы, надрезая мелкие плоды этих деревьев, чтобы они правильно созревали. Этими двумя занятиями он зарабатывал себе на жизнь, но Бог призвал его от этих занятий. “Я, — говорит Амос, — был взят от поля. Бог призвал меня и велел прийти сюда и проповедовать эту весть”. Говоря “Я не сын пророка”, он имеет в виду не физического отца. Он не говорит: “Мой отец не был пророком”. “Сынами пророков” были те, кто учился на пророков. В Ветхом Завете часто упоминаются школы пророков. Впервые их основал Самуил. В Писаниях приводится местонахождение как минимум пяти школ; это Рама, Гива, Вефиль, Иерихон и Галгал. Давид, скрываясь от Саула, пришел в школу пророков в Раме и некоторое время оставался в Навафе, где было, как мы бы сказали, их общежитие (1 Цар. 19). Другую школу пророков мы видим в Иерихоне, где ученики спорили с Елисеем о том, где искать тело Илии (4 Цар. 2).
Вот суть того, что сказал Амос: “Я не пророк по профессии. Я никогда не ходил в школу пророков. Меня призвал Бог. Он велел мне проповедовать эту весть здесь, а ты велишь мне идти домой. Так как ты вмешиваешься в Божье Слово, то позволь сказать тебе, что случится с тобой”. И обратил Божий гнев прямо на Амасию, сказав: “За это вот что говорит Господь: «Жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевой вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей” (7:17).
СПЕЛЫЕ ПЛОДЫ
«Такое видение открыл мне Господь Бог: вот корзина со спелыми плодами» (Ам. 8:1).
После описания своего конфликта Амос рассказывает о следующем видении — видении спелых плодов. Здесь опять имеет место игра слов. Всякий, кто когда-либо занимался переводом, знает, как трудно бывает передать игру слов. Из-за этой трудности, в частности, бывает зачастую невозможно с одного языка на другой перевести шутку: в большинстве случаев она теряет свой смысл, потому что шутки часто строятся на игре слов. В данном стихе мы видим хоть и слабую, но все же полезную попытку преодолеть эту трудность. После слов “вот корзина со спелыми плодами” Бог поясняет смысл видения: “Приспел конец Израилю”. Суть этих слов такова: “Я терпел их грех, сколько мог. Теперь Израиль созрел; время наказывать их. Не буду более прощать ему”.
Затем Амос говорит: “Песни чертога в тот день обратятся в рыдание, — говорит Господь Бог” (8:3). И далее: “Много будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча”. Это предложение с трудом поддается переводу. В СП переведено: “В молчании будут люди выносить мертвые тела и сваливать их в кучу”, а в сноске Современного Перевода указывается такой вариант перевода: “Люди будут говорить: «Молчи!»” Прямой речи с кавычками и восклицательным знаком в тексте оригинала нет — это толкование переводчика. Но мне больше всего нравится перевод Международного Библейского Общества. Там “Молчи!” говорит Бог. Я считаю такое истолкование правильным. Амос уже видел две картины разорения. Он увидел саранчу и воскликнул: “Господи Боже! Пощади! Как устоит Иаков? Он очень мал”. Бог согласился: “Этого не будет”. Затем Он показал Амосу огонь. Амос взмолился: “Господи Боже! Останови! Как устоит Иаков? Он очень мал”. В ответ Бог прекратил огонь. Теперь Бог показывает Амосу корзину спелых плодов и говорит: “Время пришло”. Он ожидает, что Амос скажет: “О Господи, прошу Тебя, не надо!” Может быть, только пророк открыл рот, чтобы это сказать, как Бог опередил его: “Молчи! Больше никаких просьб. Никаких новых шансов дано не будет. Пришло время суда”.
Тогда Амос говорит: “Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих” (8:4). И снова повторяет их грехи и описывает их беззакония. Кое-что из этого перечня нам уже знакомо. Эти беззакония упоминаются все время, начиная с главы 2. Он говорит о том, что они продают бедных за пару сандалий (8:6). Он выносит им и новые обвинения. В стихе 5 он говорит, что они ждут скорейшего окончания праздника новолуния. Они не могут дождаться конца богослужения, ибо у них другие дела. Они не могут дождаться окончания субботы, чтобы вернуться к своей торговле. Поэтому все религиозные формальности совершают торопливо и кое-как.
Он обвиняет их в том, что они уменьшают мерные емкости и увеличивают цену сикля, обманывают на неверных весах. Покупая у людей, они воруют. Бог говорит: “Мой гнев поднимется. Он поднимется, как река Нил” (см. 8:8). В это время года Нил поднимался и затоплял землю. Когда любая река начинает подниматься и выходить из берегов, человек не может ничего сделать, кроме как уйти с этого места. Нил особенно известен своими разливами, затоплением земли и смыванием всего на своем пути. Бог сказал: “Мой гнев — как Нил. Он поднимается, и он разрушит все на земле, прежде чем вернется обратно в свое русло”.
Стих 9 написан апокалиптическим языком. Апокалиптический язык часто встречается в Писаниях, когда говорится о разорении. Амос говорит, что Божье разорение сравнимо с тем, как солнце садится в полдень, и среди светлого дня наступает мрак. Нельзя понимать буквально, будто Бог дотянется до земли и раскрутит ее быстрее, чтобы солнце село в полдень. Это образное описание того, как дым и пыль от сражения будут настолько плотными, что покажется, будто наступила ночь. Подобное апокалиптическое описание мы видим в Мф. 24 и других местах Библии.
Далее Бог говорит: “Вот, наступают дни... когда Я пошлю на землю голод — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних”. Затем он описывает, что будут делать и чувствовать люди: “И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку” (8:12). Думаю, они будут говорить: “Есть ли у кого слово от Бога?” Представляете себе эту сцену? Амасия говорит: “Забирай свое Божье слово и отправляйся к себе”. А Амос отвечает: “Уже ухожу. Ты гонишь меня, но прежде выслушай. Близится время, когда тебе захочется, чтобы я был здесь. Когда придут все эти бедствия и твой мир рухнет, тогда ты скажешь: «Есть ли тут кто-нибудь, кто может говорить от Бога?». Если они услышат, что где-то неподалеку есть пророк, то пойдут искать его. Они скажут: «Что Бог приготовил для нас? Что будет завтра?»” Амос говорит: “Вы не найдете слов от Бога. Раз вы отвергаете Его слово сейчас, то в тот день, когда вам будет нужна Его помощь, Его присутствие, Его слово и Его водительство, вы не найдете Его”.
Он говорит, что все красивые девушки и сильные юноши, бродя с места на место, будут терять сознание по обочинам дорог, мучимые жаждой. Амос говорит: “Люди, услышьте эти слова — вы, что ходите в Дан к этому ложному богу, которого дал вам Иеровоам. И тем из вас, кто совершает паломничество в Вирсавию, нужно услышать это. Вам будет не хватать Божьего слова, когда оно уже будет недоступным”.
БОГ У ЖЕРТВЕННИКА
«Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: “Ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их; остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто желающий спастись”» (9:1).
В последнем видении Амос видит Бога у жертвенника. Один из вопросов, который мы задаем об этом видении и на который никто не может ответить, — “Что это за жертвенник?” Некоторые в этом видении пытаются увидеть Иерусалим. Они говорят: “Бог обращается не только к северному царству; в конце концов, Он говорит о грядущей гибели южного царства”. Возможно, и так, но следует учитывать другой жертвенник. Это ложный жертвенник, который Иеровоам установил в Вефиле, где пророчествовал Амос. В таком случае представьте себе Бога, который в видении стоит над этим жертвенником и отдает Своим силам приказ пойти и убить тех, кто поклоняется у этого жертвенника. Эта точка зрения тоже вполне возможна. Суть видения в том, что Бог повелевает истребить всех.
Наверное, для них (и, возможно, для нас) было полной неожиданностью, когда Амос сказал: “Не таковы ли, как сыны эфиопов, и вы для Меня, сыны Израилевы? — говорит Господь” (9:7). Вообразите их реакцию: “Что?! Ты хочешь сказать, что мы, Твой избранный народ, для Тебя, как сыны эфиопов?!” Он напомнил им (и, думаю, нам), что все люди — Его. Он заботится о каждом. Израиль был избранным народом, но они были избраны для определенной цели. Избрание Израиля не означает, что Он просто взял и покинул все остальные народы на земле.
Следующие две фразы тоже могут удивить нас. “Не Я ли вывел Израиля из земли египетской?” (9:7). Да, мы помним избавление Израиля через Красное море. “И филистимлян — из Кафтора, и арамеев — из Кира?” А тут мы уже удивляемся: “Что такое, Господи? Ты хочешь сказать, что избавил и эти народы? Ты участвовал и в этих битвах?” Да, избавил; да, участвовал. Вспомним, что говорится в Рим. 13: “Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены”. Он управляет делами людей.
Видение Амоса рисует разрушение и гибель. Это печальный и тяжелый отрывок, но книга Амоса завершается на позитивной ноте. Во всей книге мы встречали очень мало намеков на что-либо позитивное. Бог снова и снова описывал безобразие их греха. Он снова и снова клеймил их беззаконие. Но в то же время книга Амоса призывает к покаянию. Позитивное возможно, если люди покаются.
УРОКИ ДЛЯ НАС
Чему главы 7, 8 и 9 учат нас? Какие уроки можно применить к нашей жизни? Когда мы возвращаемся к работе, к будничным делам, к учебе, то какая их часть влияет на нас и способна что-то изменить?
Во-первых, нужно помнить, что Он — Бог. Группа под названием “А капелла” поет песню, в которой есть такие слова: “Мы повинуемся Тебе — потому что знаем, кто Ты”. Нам нужен такой урок. Осознав, кто Он, мы не будем легкомысленно относиться к повиновению. Он Господь, и что бы Он ни говорил, нам нужно охотно и во всем Ему повиноваться.
Второй, очень практический, урок состоит в том, что истинная религия воздействует на повседневную жизнь. По большому счету именно этому учит книга Амоса. Люди того времени думали, что если в собрании они поют правильные песни, все замечательно — и неважно, как они живут каждый день. Они могли попирать бедных и продавать их за пару сандалий, пользоваться неправильными весами и думать, что всё в порядке, потому что они много жертвовали и ходили на праздники. Подобная теория существует в мире и сегодня. Перед нами философия постмодернизма, которая говорит, что человек может в церковном здании делать одно, жить там по одному кодексу, а на работе, в бизнесе — совершенно по другому кодексу, допускающему обман людей. Это взаимоисключающие кодексы, однако некоторых это не смущает. В Иак. 1:27 сказано: “Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира”. Если наша религия не воздействует на наши отношения с другими людьми, то это пустая религия. Религия — это нечто большее, чем правила и инструкции; это связь с Богом.
Назову еще один урок. Даже в этих трудных, страшных видениях мы видим, что наш Бог милостив. Он решил не допустить бедствия от саранчи и огня единственно по Своей милости и ни по какой другой причине. Когда Амос молил Бога, одно и только одно побудило Его сказать: “Не будет этого”. То же самое побудило Его не губить Израиль после известной мольбы Моисея: “Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал” (Исх. 32:32). По Своей милости Он отказался от разорения, которое задумал для них в то время. Истина в том, что Бог есть любовь. Даже когда Израиль грешил и грешил, если бы люди покаялись, то смогли бы познать Его обильные благословения, Его благоволение и Его милость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А вы повиновались Ему? Вы встали на путь, ведущий к небесам? Вы крестились для прощения грехов? Способна ваша религия изменить жизнь? Действительно ли она производит изменения в вашей жизни? Если хотя бы на один из этих вопросов вы отвечаете “нет”, то я умоляю вас прийти к Нему и обрести Его милость. Уверяю вас, Его милость простирается на вас, готова излиться на вас, ибо Бог есть любовь. Вам некуда идти, кроме как к Богу.
См. также сборник уроков: ЧАСТЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
#амос #пророк #пророки #пророчество #пророчества #пророчества библии #ветхий завет #христианство #религия