Найти в Дзене
Cuentos del mundo

От пейзажиста до оппозиционера. Свободный английский художник Уильям Тёрнер, опередивший своё время

Тёрнер. Автопортрет. 1799 г. Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон
Тёрнер. Автопортрет. 1799 г. Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон
Он увлекался технологиями и интересовался политикой, но прославился как художник. Одни называли его сумасшедшим, другие – величайшим художником всех времён. Королева Англии отказалась возводить его в рыцари. Он умер от холеры со словами: «Солнце есть Бог» и был похоронен в Соборе Святого Павла. Он опередил собственную славу на целое столетие. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер.

Английский художник начала XIX века Тёрнер не был мечтательным романтиком вечно созерцательного пейзажа, он живо ощущал и предвосхищал стремительные изменения в человеческой жизни, которые предшествовали промышленным и социально-политическим революциям, сформировавшим современный мир. Рассматривая работы Тёрнера, хранящиеся в крупнейших музеях и галереях мира, осознаёшь, что он был не просто современным художником, а художником-модернистом.

Вид в Уэльсе. Горный вечерний пейзаж с деревней и замком. 1799-1800. Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон. Одна из ранних работ ещё "спокойного" Тёрнера. Совсем скоро его полотна захватит буря.
Вид в Уэльсе. Горный вечерний пейзаж с деревней и замком. 1799-1800. Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон. Одна из ранних работ ещё "спокойного" Тёрнера. Совсем скоро его полотна захватит буря.

Тернер родился в 1775 году и умер в 1851 году, его жизнь охватила Американскую революцию, Наполеоновские войны, Промышленную революцию (которая началась в Великобритании и распространилась по всему миру), расширение Британской империи и начало социалистических революционных движений. Эти драматические события сформировали наш современный мир, к добру и ко злу.

Дикое использование Тёрнером красок, выход за рамки, установленные канонами и догмами искусства, создавали в его картинах неповторимый эффект света и атмосферы, которым как бы подавлялся предмет изображения. Поэтому картины неизбежно кажутся нам «абстрактным». И хотя сейчас модно приветствовать творческих гениев как «опережающих своё время», лучше сказать, что они превосходят своё время, оставаясь при этом его значительной частью.

По мере того как в Британии набирала обороты промышленная революция, некоторые художники отходили от современности в воображаемую идиллию прошлого. Тёрнер пошёл другим путём. Даже его обычные пейзажи, которые упиваются естественной красотой земли, моря и неба, воплощают современность. Драматические закаты, которые он любил, были обязаны своими удивительными цветами воздействию загрязнения воздуха, растущей индустрии, которая опустошала ландшафт Англии.

Тёрнер интересовался наукой и техникой и принадлежал к нескольким кругам интеллектуалов и экспериментаторов, которые знакомили его с передовыми разработками, и поэтому его профессиональный интерес к теории цвета, оптике и лакокрасочным материалам ориентировался на науку. Научные и технологические сюжеты довольно часто появляются в картинах Тёрнера. В его ранней работе «Интерьер Пушечного литейного цеха» (1797-1798) зритель погружается глубоко в недра новой промышленной производственной системы. Взгляд художника озарён чувством чуда при виде огромных колёс кузнечного станка.

Интерьер Пушечного литейного цеха, 1797-1798 гг., графит и акварель на бумаге. Британская галерея Тейт, Лондон
Интерьер Пушечного литейного цеха, 1797-1798 гг., графит и акварель на бумаге. Британская галерея Тейт, Лондон

Море и корабли – одна из любимых тем Тёрнера, которого не зря причисляют и к художникам-маринистам. Благодаря этому своему увлечению Тёрнер изображает новую паровую технологию в судостроении. В Стаффе, пещере Фингала (1832), пароход борется со стихией шторма, столб дыма из трубы поднимается и смешивается с черными облаками. Крошечный солнечный диск светится у горизонта в углу композиции. Корабль кажется карликовым, а дым похож на одинокий штандарт, поднятый посреди атаки природы.

Стаффа, пещера Фингала. 1832 г. Холст, масло. Йельский центр британского искусства, Коннектикут, США
Стаффа, пещера Фингала. 1832 г. Холст, масло. Йельский центр британского искусства, Коннектикут, США
Снежная буря. Пароход у входа в Гавань. 1842. Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон
Снежная буря. Пароход у входа в Гавань. 1842. Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон

Военные корабли - также излюбленная тема Тёрнера, поэтому его можно в полной мере считать маринистом-баталистом. В битве при Трафальгаре (1806-1808) художник изображает корабли, прижатые друг к другу в невероятной схватке. Драматизм усиливается созданным Тёрнером ощущением присутствия. Конечно, это ещё до эпохи пара, поэтому здесь не так много современных технологий, но чувство военной журналистики, безусловно, предвещает современность.

Битва при Трафальгаре (1806-1808). Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон
Битва при Трафальгаре (1806-1808). Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон

Пока Тёрнер всё ещё прославлял британскую мощь, но к тому времени, когда он нарисовал Поле Ватерлоо в 1818 году, его видение смягчилось состраданием к простым солдатам. Нет никакого различия между двумя сторонами, обе они скорчились от боли и изнеможения и освещены вспышкой серебристого света. Этот взгляд репортёра, сострадательный и немигающий, также весьма современен; им обладал также другой художник-первопроходец эпохи Тёрнера, испанец Гойя.

Поле Ватерлоо. Холст, масло. Выставлено в 1818 г. Британская галерея Тейт, Лондон
Поле Ватерлоо. Холст, масло. Выставлено в 1818 г. Британская галерея Тейт, Лондон

Политические убеждения Тёрнера развивались в течение всей его жизни. На его невольничьем корабле (1840) изображены африканские пленники, выброшенные за борт, чтобы капитан и экипаж корабля не были обнаружены британским патрульным судном по борьбе с рабством (рабство было запрещено на всей территории Британской империи в 1838 году), и это может также относиться к печально известному инциденту в 1781 году, когда работорговец Зонг бросил 133 африканца в воду, чтобы получить страховку.

Невольничий корабль (Работорговцы выбрасывают за борт мёртвых и умирающих, надвигается тайфун. 1840. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Бостон, Массачусетс, США.
Невольничий корабль (Работорговцы выбрасывают за борт мёртвых и умирающих, надвигается тайфун. 1840. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Бостон, Массачусетс, США.

К 1840 году Тёрнер продвинулся в своих размышлениях на эту тему, тему свободы и рабства довольно далеко, учитывая, что в 1805 году он был инвестором на ямайской сахарной плантации, где работали рабы. Примерно за пять лет до этого он написал картину «Кораблекрушение» (катастрофа в море), изображавшую не невольничий корабль, а судно для заключённых «Амфитрита», направлявшееся в Австралию. Корабль затонул во время шторма у берегов Франции, и капитан отказался от помощи, опасаясь, что заключённые сбегут. В конце концов все женщины и дети, а также большая часть экипажа утонули. Сочувствие Тёрнера к угнетённым проявилось в этой хаотичной сцене, но, к сожалению, автор счёл своё видение слишком противоречивым, чтобы тогда же выставлять его на всеобщее обозрение.

Кораблекрушение. 1805. Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон
Кораблекрушение. 1805. Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон

Взгляды Тёрнера были либеральными, и он позволял себе весьма смелые высказывания о политике. Он прославил движение за независимость Греции в картинах, изображавших борцов за свободу. Он поддержал борьбу за права и политические свободы трудящихся Англии, откровенно им сочувствовал. В своей акварели о выборах в Нортгемптоне 6 декабря 1830 года Тёрнер показывает британского политика лорда Элторпа, члена парламента, настроенного на реформы, которого несут на плечах сторонники, марширующие по улицам. В стороне (в левом нижнем углу) мужчина, одетый в старомодную одежду, представляющий реакцию, за спиной которого символический образ Марианны, олицетворения Франции, где только что произошла революция, свергнувшая реакционного короля Карла X. Баннер, развернутый митингующими сторонниками вигов, гласит: «Чистота выборов и торжество закона».

Как же это актуально сегодня. Вы не находите?

Выборы в Нортгемптоне 6 декабря 1830 года. 1830-1831 гг. Акварель, гуашь и чернила на бумаге. Британская галерея Тейт, Лондон
Выборы в Нортгемптоне 6 декабря 1830 года. 1830-1831 гг. Акварель, гуашь и чернила на бумаге. Британская галерея Тейт, Лондон
Пожар в Палате лордов и общин 16 октября 1834 года. 1834-1835. Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон
Пожар в Палате лордов и общин 16 октября 1834 года. 1834-1835. Холст, масло. Британская галерея Тейт, Лондон

Благодарю за прочтение!

Подпишитесь✔ на канал, комментируйте, ставьте лайки👍.

#художник #английский #искусство #картины

Другие публикации канала

Почему сошёл с ума художник, написавший образ Хатико XIX века?
Слово Свободы26 декабря 2021
Шведский Айвазовский. Художника преследовал злой рок, и одна трагедия перевернула его творчество
Слово Свободы20 декабря 2021