Николай Степанович Гумилёв был одним из многих великих русских поэтов Серебряного века и именно он вдохновил автора этой статьи начать свой творческий путь. Если честно, то до знакомства с творчеством Гумилёва, я не только не любил стихи, но и всей душой их ненавидел. Но сборник стихов «Завещание» изменил моё отношение к поэзии и подтолкнул меня к миру образов и символов, заставил переосмыслить себя и усадил за письменный стол… Но об этом как-нибудь в другой раз, эта статья всё же не обо мне.
Можно бесконечно долго и ярко писать про творчество великого поэта, но в своей статье я хотел бы описать другой аспект его жизни, а именно экспедиции в Африку. Впервые Гумилёв посетил Африку в 1908 году. Эту поездку можно считать только туристической, он посетил Александрию и Каир. Продвинуться в глубь страны ему не позволила нехватка средств, он планировал позже отправиться в Палестину и Малую Азию, но этому не было суждено случиться.
Как странно — ровно десять лет прошло
С тех пор, как я увидел Эзбекие,
Большой каирский сад, луною полной
Торжественно в тот вечер освещенный.
Вместо этого в 1909 году Николай Степанович вновь отправляется в Африку, но на этот раз в Абиссинию(Эфиопию). Нет ничего удивительного в том, что такая далёкая и неизведанная страна привлекла внимание такого романтика, как Гумилёв. Сведений о первом путешествии в Абиссинию, к сожалению, немного. Из писем поэту Брюсову можно понять, что одной из основных целей этой поездки была охота. В одном из писем он сообщает, что использует здесь пять языков сразу. Можно предположить, что он пытается изучить языки местных племён и говорить с ними на родном для них языке.
С октября 1910 по март 1911 года он совершает ещё одно путешествие в Африку, но о нём информации ещё меньше. Мы можем лишь предполагать маршрут, по которому путешествовал поэт: из Порт-Саида по Нилу по маршруту Думьят— Кена — Карнак — Луксор — Ассуан. Далее сухопутным путем через нильские пороги от Асуана до Шеллала и затем опять вверх по Нилу от Шеллала черезАбу-Симбел до Вади-Хальфа в Нубии. Далее можно с уверенностью предположить, что из Порта-Судана Гумилёв за несколько часов переплывает Красное море в Джидду. Во время этого путешествия он продолжает изучать местные языки, знакомится с местным искусством. Путешествиям в Африку посвящено очень много стихов.
Пальмы, три слона и два жирафа,
Страус, носорог и леопард:
Дальняя, загадочная Каффа,
Я опять, опять твой гость и бард!
Следующая экспедиция Гумилёва в Абиссинию была совершена в 1913 году. Эта экспедиция была согласована с Академией наук и проводилась по утверждённому ей маршруту.
Во время этого путешествия поэт составляет этнографическую коллекцию, а так же встречает Раса Тэфэри, который в дальнейшем станет императором Хайле Селассие I. Гумилев побывал в Харэре, Джиджиге, районе Меты, Аннийской пустыне, Уэби, Шейх-Гуссейне, районе Арусси, Черчерских горах. Это восток центральной части Абиссинии и область, примыкающая к северо-западному Сомали.
В своих путешествиях Гумилёв сталкивается со многими трудностями, нехватка денег, ужасные и непривычные для русского человека природные условия, многокилометровые переходы на своих двоих по дикой местности…
«Приготовления к путешествию заняли месяц упорного труда. Надо было достать палатку, ружья, седла, вьюки, удостоверения, рекомендательные письма и пр. и пр. Я так измучился, что накануне отъезда весь день лежал в жару. Право, приготовления к путешествию труднее самого путешествия.»
«Дорога, действительно, была трудна. Над промоинами рельсы дрожали и гнулись, и кое-где приходилось идти пешком. Солнце палило так, что наши руки и шеи через полчаса покрылись волдырями. По временам сильные порывы ветра обдавали нас пылью.»
Но он стойко переносит всё это, записывая и собирая вещи, признанные им интересными. Как и у любого другого романтика, у Гумилёва была своя мечта, в своём «Африканском дневнике» он пишет:
«У меня есть мечта, живучая при всей трудности ее выполнения. Пройти с юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена. Номинально они находятся под властью абиссинского правительства, фактически свободны. И так как все они принадлежат к одному племени данакилей, довольно способному, хотя очень свирепому, их можно объединить и, найдя выход к морю, цивилизовать или. по крайней мере, арабизировать. В семье народов прибавится еще один сочлен. А выход к морю есть. Это — Рагейта, маленький независимый султанат, к северу от Обока.»
Чем не достойная и недостижимая мечта? Объединить африканские племена в один народ, а после цивилизовать его, какой размах фантазии! Наша страна всегда была полна такими мечтателями, готовыми на всё ради исполнения своей идеи. Чего только стоит попытка Ашинова основать русскую колонию в форте Сагалло или попытка включить в состав России Гавайские острова.
Сегодня исследование и изучение Африканского континента и Арабского мира не теряют своей актуальности, скорее даже наоборот, в связи с резкими изменениями, произошедшими там за последние 20-30 лет, «великие державы» вновь обращают свой взор на эти земли. Так не пора ли и нам стать такими же исследователями-романтиками, как Гумилёв?
Плещет Красное море, Персидский залив,
И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаный разлив
До зеленой доходит Сибири.
Гумилёв был великим поэтом и бесстрашным исследователем, так пусть же он будет нам примером. Пусть дикий и загадочный Восток не пугает нас, а вдохновляет и чарует наш взгляд. Будем же смелыми и отважными, такими, каким был Николай Гумилёв.