ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Короткий и удивительно красивый псалом 60 написан царем Давидом о самом себе. Адресован он начальнику хора, исполняться должен на струнном инструменте. Далее сказано, что это псалом Давида.
По-видимому, Давид написал псалом, когда был изгнан из своего дома (ст. 3), ибо в нем угадывается стремление быть как можно ближе к скинии Господа (ст. 5). Может быть, он написал его, когда находился в Маханаиме после поражения восстания Авессалома до своего возвращения в Иерусалим. Будучи царем, он постоянно думал о своем руководстве народом. В первой половине псалма он говорит от первого лица, а во второй - от третьего.
Этот псалом показывает, какими должны быть самые великие наши мечты. В этой краткой молитве Давид выразил свои самые важные стремления.
Какими должны быть наши самые глубокие и самые ценные желания?
I. НАХОДИТЬСЯ ПОД ЗАЩИТОЙ БОГА (ст. 2-4)
Попав в тяжелые обстоятельства, Давид молится о Божьей защите. Эту просьбу не следует рассматривать как первую по важности; но он был в смятении, вдали от дома, все еще вне себя от случившегося, так что для него было вполне естественно высказать такую просьбу в первую очередь. Больше всего на свете Божьи люди стремятся укрыться в Нем от земных опасностей.
«Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! От конца земли взываю к тебе в унынии сердца моего: возведи меня на скалу, для меня недосягаемую; ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага» (ст. 2-4).
Душа Давида была охвачена печалью. Почему? Против своей воли, он вынужден был находиться вдали от скинии и города, который любил. И хотя географически это расстояние было невелико, ему казалось, что он находится “на конце земли”. Иерусалим был обителью Бога и, следовательно, центром земли для псалмопевца. Он измерял расстояние, отделявшее его от любимого города, не милями, а своей сердечной близостью с ним, силой своей любви. Любовь увеличивает расстояние, которое отделяет любящего от того, что он любит.
В одиночестве, находясь в месте вынужденного пребывания, он обращается с горячей молитвой к Богу. Давид просит Бога не только услышать его молитву, но выслушать ее внимательно! Он настойчив и убедителен.
Он молит Бога защитить его. В ст. 4 и 5 Бог сравнивается с четырьмя различными укрытиями: убежищем, крепостью, жилищем и оберегающими крыльями. Жилище может подразумевать святилище Бога на земле, а может быть просто образом Божьей защиты. Последнее вероятнее в данном контексте.
Главная метафора, на которой сделан акцент в мольбе Давида, - это скала. В стихе 3 сказано: “Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую”. Эта просьба звучит также и в гимне Уильяма О. Кушинга “Скроюсь в Тебе”:
О если б к скале, что превыше меня,
Душа моя с битвы могла улететь...
Псалмопевец находился в таком сложном положении, что ему необходимо было божественное укрытие и помощь Бога, чтобы достичь этого безопасного места. Образ крепкой скалы можно рассматривать в трех направлениях. Для человека, находящегося в знойной пустыне, любая достаточно большая скала, чтобы дать тень от жгучего солнца, будет благословением. Во-вторых, большая скала может стать надежным основанием, как видно в этом псалме и в притче о мудром человеке, который построил свой дом на камне (Лк. 6:48). Скала может быть также образом убежища или укрытия. В расщелине огромной скалы человек будет чувствовать себя в безопасности.
Бог обладает силой, намного превышающей силу человека. Крепостные стены были у древних наиболее эффективным видом защиты при ведении войны. Бог был прибежищем и укрытием для псалмопевца в прошлом, и ему вновь понадобилась Его помощь. В своей молитве он просит Бога вознести его на крепостную стену, как можно дальше от опасности.
В душе у каждого из нас есть желание найти защиту в любящих объятиях Бога. Мы знаем, что нам придется столкнуться с неопределенностями, испытаниями и невидимыми врагами. Без поддержки в этих сражениях нам не справиться; у нас должна быть защита, которая сильнее жизни и смерти. Единственная крепость, которая может защитить нас от этих опасностей, - это Бог, и мы молим Его быть для нас такой защитой.
II. ЖИЗНЬ В БОЖЬЕМ ПРИСУТСТВИИ (ст. 5)
Другое желание Давида - жить в Божьем присутствии. Общение с Богом было для него дороже любой дружбы, какую он знал.
«Да живу я вечно в жилище Твоем, и покоюсь под кровом крыл Твоих» (ст. 5).
Он хочет всегда жить в жилище Бога, под прикрытием Его крыльев. Он стремится к Божьей защите и Божьему присутствию.
Жилище Бога для Давида - это Его скиния, которую Давид установил для ковчега завета на горе Сион (2 Цар. 6:17). Упоминание “жилища” может быть также воспоминанием о времени скитаний в пустыне, когда Бог жил среди племен израильских в скинии. Израиль был народом, который постоянно находился в присутствии Бога. С другой стороны, фраза “в жилище Твоем” может подразумевать общее выражение, обозначающее “в Твоем присутствии”.
В своем изгнании Давид молится о том, чтобы он вновь был принят гостем Яхве и мог наслаждаться Его защитой и гостеприимством, проживая в том месте, которое Бог освятил Своим присутствием. Фактически автор говорит: “Моя самая заветная мечта - быть почетным гостем в Твоем доме”. Теперешнее тяжелое положение Давида не может омрачить его мечту наслаждаться обществом Господа. Он хочет быть желанным гостем Господа “вечно” - в этой жизни и после нее.
А у нас есть такая же мечта? Самая большая привилегия в жизни Божьего слуги - это возможность ходить с Богом, жить постоянно в Его присутствии. Бог простил нас не для того, чтобы мы просто освободились от греха; Он простил нас, чтобы мы пребывали с Ним в общении.
III. БЫТЬ ВЕРНЫМ БОЖЬИМ ЦЕЛЯМ (ст. 6-8)
Третье желание, о котором говорит Давид, - это его стремление быть верным Божьим целям. Он хотел ходить с Богом, но при этом он также хотел делать Божье дело в этом мире.
«Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои, и дал мне наследие боящихся имени Твоего. Приложи дни ко дням царя; лета его продли в род и род. Да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его» (ст. 6-8).
Сначала Давид говорил от себя, а затем начал говорить за себя. Его жизнь была в опасности, но буря миновала. Слова второй половины псалма можно понять так, будто о Давиде говорит кто-то другой, а не сам Давид говорит о себе. Должно быть, Давид заговорил от третьего лица, желая подчеркнуть свое царское положение и напомнить те обещания, которые были даны ему как царю.
Давид был уверен, что Бог ответит на те клятвы, которые он дал Ему в своей молитве об избавлении во время испытания. Давид имел твердое намерение сдержать эти клятвы и верил, что Бог примет их исполнение как выражение его преданности Ему.
Как царь, Давид знал, что он получил наследие “боящихся имени” Бога. Этим наследием для Божьего народа, Израиля, была земля Ханаанская. Конец восстания Авессалома позволил преданным израильтянам вернуться в Иерусалим. Они показали, что боятся имени Бога, тем, что сохранили верность царю по Божьему выбору и тому уделу, который Бог дал Израилю и который они почти утратили во время попытки Авессалома захватить трон. Давид был благодарен за восстановление этого наследия, так как знал, что оно было в центре Божьего замысла.
Высказываются три прошения за царя, и удовлетворение их Богом позволит Давиду выполнить Его волю в отношении Израиля. Он просит дать царю долгую жизнь, чтобы он мог продолжать выполнять Божью волю (ст. 7). Он просит Бога позволить царю пребывать пред Ним вечно (ст. 8). Он молится о том, чтобы милость и истина, символы неизменной верности Бога, никогда не покидали царя во время его правления. Божья заветная любовь и преданность Своим обещаниям должны быть подобны двум колоннам, возвышающимся по обе стороны царя и укрепляющим его трон. Отражение этих Божьих свойств в характере царя и его правлении будет оберегать его трон, выполняя план Бога в отношении этого трона. В Прит. 20:28 сказано: “Милость и истина охраняют царя, и милостию он поддерживает престол свой”.
В ветхозаветное время одним из особых благословений Яхве была долгая жизнь (Исх. 23:26; 3 Цар. 3:11; Прит. 3:2), которой особенно просили для благочестивого царя (Пс. 20:5). Можно считать, что на просьбу, высказанную в этом псалме, был дан ответ: несмотря на все опасности, Давид прожил до семидесяти лет. Давид мог смотреть вперед с верой в исполнение Божьих обещаний царю и провести остаток жизни, благодаря за все, что Господь сделал для него.
Фраза “да пребудет он вечно пред Богом” в стихе 8 может относиться и к последующей жизни. Царь хотел жить таким образом, чтобы воля Божья была исполнена и в его, и в последующие правления. Он надеялся жить долго, чтобы послужить Богу и насладиться Его присутствием в этой жизни. Затем он хотел продолжать исполнять волю Бога в жизни после этой.
В душе любого нормального человека присутствует страстное стремление быть частью Божьей воли в этом мире. Какими бы ни были личные мечты Давида, он хотел, чтобы они подчинялись воле Бога.
IV. ПЕТЬ ХВАЛУ БОГУ (ст. 9)
Выделяется еще одно большое желание: Давид хочет все время петь хвалу Богу.
«И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день» (ст. 9).
Этот завершающий стих содержит противопоставление между постоянным восхвалением Бога и ежедневным исполнением своих обетов. Иногда перспектива на будущее затмевает цели настоящего. Сосредоточенность на будущем - это прекрасно, но мы должны выполнять наши обязательства перед Богом “здесь и сейчас”.
Поклонение и работа неразлучны. Мы взираем на Бога своим сердцем и делаем Его работу своими руками. Наша хвала Ему не может быть истинной, если мы не держим своих обещаний.
Давид радостно благодарит Бога за все, что Бог сделал для него и Своего народа. Он считает, что, если он ходит с Богом, он должен превозносить Его. Он хочет восхвалять Бога в этой жизни и в той, что придет ей на смену.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О чем мечтаете вы? Что вы хотите получить от своей жизни? Давид открыл свою душу, явив нам свои самые сокровенные мечты: быть защищенным Богом, жить в присутствии Бога, выполнять цели Бога и петь хвалу Богу.
На вопрос “Что сделало Давида мужем по сердцу Божию?” было дано много ответов. Одни отвечали: “Безупречность”. Другие говорили: “Непорочность”. Эти ответы хороши, но, наверное, самым лучшим будет ответ: “Его благородные, как у Христа, мечты”.
Предположим, что мы с вами приняли решение стремиться жить с Богом, выполнять Его цели, искать Его защиты и петь Ему хвалу. Может ли быть цель более высокая, чем эта? Когда эти желания настолько проникают в нашу личность, что мы сливаемся с ними в единое целое, наша душа становится праведной и очищенной.
Праведность зарождается у нас в сердце и связана с нашими устремлениями и тайными желаниями. Благочестие отражается в наших глазах, движениях наших рук и ног, когда мы выполняем Его волю в мире. Когда наши религиозные обязанности становятся нашими глубокими желаниями, а наши “должен” превращаются в “хочу”, мы можем молиться словами этого псалма - потому что тогда мы будем жить так, как написано в нем.
#псалмы давида #псалтырь #ветхий завет #читать библию #религия #христианство #псалмы #толкование библии