Найти тему
Интересно о хвойных

Какое хвойное можно назвать символом России? Или история микробиоты

Оглавление

На вопрос в заголовке ответ на первый взгляд очевиден: конечно же, ель, ёлка! Символ нового года и дремучих русских лесов.

Кто-то же скажет – нет, сосна, наши светлые боры и беломошники не имеют равных в мире. И те и те правы.

Но им вторят третьи – нет, не ель и не сосна, это – лиственница. Самое распространенное дерево в России. И ведь тоже будут правы, по крайней мере формально.

Есть и четвертое мнение – сибирский кедр! И такое мнение тоже имеет право на жизнь.

Я же недавно подумал, что согласен со всеми четырьмя мнениями. А в голове родилось пятое, и в этой статье расскажу, почему.

Микробиота

Из всех видов хвойных России микробиота единственный эндемичный вид.

Для науки это растение было открыто в 1921 году русским ботаником Иваном Шишкиным на горе Криничной в южной части Сихотэ-Алиня.

Впрочем, не совсем открыт. Иван Кузьмич принял микробиоту за распространенный на Дальнем востоке вид можжевельника – можжевельник ложноказацкий.

Но уже в 1923 году другой русский ботаник – Владимир Комаров по собранным Шишкиным гербарным образцам понял, что перед ним новый вид растений, и дал ему название микробиота.

Почему микробиота?

Дело в том, что чешуйчатой хвоей микробиота напомнила ему другой вид хвойных – биоту восточную, или плосковеточник, растущий на северо-востоке Китая и Корейском полуострове. И из-за небольших размеров нового вида он дал ему название микробиота. Позже выяснилось, что кроме гор Сихотэ-Алиня это растение больше нигде не встречается. Так в нашей стране появился новый эндемичный вид и род хвойных (естественно, появился для науки).

Надо добавить, что коренным жителям Приморского края – таежным охотникам удэгейцам – микробиота была давно известна, и они называют ее «курумкуринда» - или подушка на каменистой осыпи. Сравните со словом курумник. Удэгейское название растения очень точно отражает условия жизни микробиоты.

Микробиота – обычное хвойное для Сихотэ-Алиня, самые северные местообитания растения находятся в бассейне р. Анюй, правого притока Амура. Микробиота растет больше на южных склонах, на высотах от 300-400 метров до 1500 метров над уровнем моря (в южной части ареала), причем часто выше границы леса.

Растение обитает на бедных каменистых почвах, часто в тех местах, закрепляясь корнями за расщелины скал, между камнями. Легко переносит суровые условия гор – сильные ветра и сорокоградусные морозы, а также является пионером по освоению голых каменистых осыпей, практически лишенных почвы. И, осваивая курумники, микробиота укрепляет горные склоны, и в прямом смысле создает почву для освоения склонов новыми видами растений.

Внешне микробиота – приземистый, распростертый кустарник высотой до метра. Растет довольно медленно – 5-10 см в год. Хвоя чешуйчатая, напоминает хвою туи или некоторых видов можжевельника, но ее можно отличить по характерному признаку – перекрестному расположению чешуй и женских шишек. За это она и получила видовой эпитет – микробиота перекрестнопарная. Хвоинки мелкие, длиной 2-3 мм, изумрудно-зеленого цвета. Зимой хвоя становится бурого цвета – это нормальный признак, весной, с началом сокодвижения, микробиота снова становится зеленой.

Размножается в природе микробиота только семенами. Семена маленькие, 2-3 мм, круглые и бескрылые – такая форма не приспособлена для переноса ветром.

Происхождение микробиоты

До сих пор остается загадкой происхождение микробиоты и к какому другому роду кипарисовых она ближе. Некоторые считают растение реликтом, уцелевшим в дальневосточных горах с третичного периода. Однако, ее ископаемые останки не были обнаружены в более северных районах, где в то время назад климат был мягче. Возможно, это дело будущего.

В то же время, ее окаменелости не были обнаружены и в более южных районах – Корее, Японии, горах восточного Китая. Вполне вероятно, что микробиота действительно появилась в местах своего нынешнего обитания многие миллионы лет назад. Такие виды хвойных, пришедшие из глубин времен и обитающие на местах своего изначального ареала, не редкость – например, воллемия в Австралии, катайя и нототсуга в Китае. Среди этих реликтов микробиота самая северная и зимостойкая.

В последние годы микробиота стала популярной среди садовых растений.. По декоративности она ничуть не уступает туям и можжевельникам. Полностью морозостойкая, неприхотливая к увлажнению и почвам, она хорошо размножается семенами и черенками.

В нашей стране ее можно увидеть во многих ботанических садах – от Владивостока до Калининграда. В Москве она есть и в главном ботсаду, в Аптекарском огороде, в Петербурге ее тоже можно увидеть в ботаническом саду им. Петра Великого.

Уважаемые читатели, если статья понравилась – ставьте лайк, оставляйте вопросы и замечания в комментариях

Наука
7 млн интересуются