Найти в Дзене

Труд, торжище и трапеза — в чем суть?

Оглавление

Церковнославянский язык, который является неотъемлемой частью жизни верующего человека Русской Православной Церкви, не всегда бывает ясен и в полной мере воспринимаем современным христианином. Многие люди сталкиваются с проблемой частичного или полного непонимания богослужебных текстов и песнопений. Этому есть свои объяснения, которые, с одной стороны, раскрывают глубину церковнославянского языка, а с другой – указывают на его многовековую историческую основу.

Одна из причин, о которой говорит современный человек, – это нехватка времени на изучение церковнославянского языка. Но, к сожалению, это простое нежелание стать частью языковой истории, погрузиться в нее.

Отсюда и следующая причина, которая вытекает из первой. Церковнославянский язык имеет в себе множество слов и форм, которые абсолютно незнакомы и непонятны современному человеку, которые понятны, а зачастую частично понятны из-за того, что они стали неотъемлемой частью языка русского, сохранив, преумножив или отчасти изменив их значения и функции.

Предлагаем рассмотреть примеры церковнославянских слов, которые нам часто встречаются в повседневной и богослужебной жизни, которые нам хорошо известны, но мы не всегда понимаем полноту их значений, а также те слова, которые знакомы, но совсем ясны.

Томление

Это слово в повседневной жизни встречается редко, но при этом кажется знакомым и понятным. Первое значение, которое приходит на ум, – усталость, утомление, некая перегруженность. Однако в словаре русского языка XI-XVII вв. это слово в значении усталости числится под седьмым, последним пунктом, а предшествующие значения имеют не такое «безобидное» значение.

Томление, помимо усталости имеет такие смыслы:

  1. Страдание, мучение, пытка – именно в церковнославянских текстах можно встретить употребления слова в этом значении: Разумом Божественным обогащен, мучениче приснопамятне, все томление укорил еси истинно злочестивых, Евлампие, поя: благословен еси в храме славы Твоея, Господи (служба святых мучеников Евлампия и Евлампии. Минея. Октябрь).
  2. Наказание, кара: Аще кто досадит царю, или князю, не по правде: томление восприимет (правило 84 апостолов).
  3. Гонение, угнетения: Избави Бог от лютаго томления бесерменьскаго люди Ростовския земли (Московская летопись, XVI в.).
  4. Греховная страсть, порок: Якоже подобает, отложим протчее сие злое томление и скверненыя посрамленыя отверзем, которые сия: блуд, нечистоту, страсти, вожделение злое и лихоимение (Вассиан Патрикеев).
  5. Испытание, искус: В нем только радость жизни и нет ужаса смерти, а потому нет и ужасного бессмыслия, нет пустоты, миллионы веков гасящих радость в сердце человека, ввергающих его в непостижимое томление духа (М.П. Арцыбашев).
  6. Воздержание, изнурение: Всяким томлением томяще плоть свою (Ж. Герас).
  7. Усталость, утомление: Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность – вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко! (И.А. Бунин).
Источник: gallerix.ru
Источник: gallerix.ru

Торжище

Это слово используется в значении торг, базар. Это и место, где велась крупная торговля, рыночная площадь.

Однако слово торжище имеет еще несколько значений, которые выходят за рамки понимания базара и торговли. Торжищем также называют собрание людей и даже и судилище.

В Евангелии от Матфея на церковнославянском языке торжище подразумевает именно рыночную площадь. Господь начинает причту словами: Подобно бо есть царствие небесное человеку домовиту, иже изыде купно [зело] утро наяти делатели в виноград свой, и совещав с делатели по пенязю на день, посла их в виноград свой. И изшед в третий час, виде ины стоящя на торжищи праздны (Мф. 20: 1-3).

Источник: www.pinterest.ru
Источник: www.pinterest.ru

В русской литературе чаще всего это слово также упоминается в значении торговой площади: Но и помимо таких бойких пунктов, куда стекаются рабочие десятками тысяч, нет ни одной мало-мальски порядочной станицы, посада, уездного города, где бы в базарные дни на торжище не толпились сотни и тысячи рабочего люда. (Г. Успенский).

Безусловно, трапеза является неотъемлемой частью жизнь человека, которая первым дело ассоциируется с вкушением пищи, столом с едой или помещением, которое приятно объединяет понятия стола и еды, вкушения пищи.

Трапеза

В современном русском языке трапеза зачастую имеет значение именно приема пищи. М.Ю. Лермонтов пишет:

О ты, вонючий храм неведомой богини!

К тебе мой глас... к тебе взываю из пустыни,

Где шумная толпа теснится столько дней

И где так мало я нашел еще людей!

Прими мой фимиам летучий и свободный,

Незрелый, слабый цвет поэзии народной!

Ты покровитель наш; в святых стенах твоих

Я не боюсь врагов завистливых и злых,

Под сению твоей не причинит мне страха

Ни взор Михайлова, ни голос Шлипенбаха!

Едва от трапезы восстанут юнкера,

Хватают чубуки – бегут, кричат: пора!

Народ заботливо толпится за дверями...

Вот искры от кремня посыпались звездами,

Из рукава чубук уж выполз как змея...

Гостеприимная отдушина твоя

Открылась бережно... огонь табак объемлет,

Приемная труба заветный дым приемлет!

Однако это слово не ограничивается областью телесной пищи, но говорит и о духовной пище, означая жертвенник в скинии, престол в алтаре, на котором совершается Таинство Евхаристии. Церковнославянский текст Библии указывает нам на это: И постави трапезу в скинии свидения, на страну скинии свидения, яже к северу, внеуду завесы скинии: и возложи на ню хлебы предложения пред Господем, якоже заповеда Господь Моисею: и постави светилник в скинии свидения прямо трапезы, на страну скинии, яже к югу (Исх. 40:24).

Источник: gallerix.ru
Источник: gallerix.ru

В церковной традиции также Трапезой литургических текстах на церковнославянском языке именуется Пресвятая Богородица: Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, радуйся одушевленная трапезо, хлеб животный вмещшая. Радуйся, животныя воды источниче неистощаемый, Владычице (канон благодарственный с акафистом Пресвятой Богородице).

Труд

Все мы знаем, благодаря чему человек остается человеком, – это труд. Данное слово имеет всем известное значение работы, требующей физических и умственных усилий. Помимо физической работы, труд используется в значениях заботы, беспокойства, хлопот и даже подвига.

Источник: www.pravoslavnaya-biblioteka.ru
Источник: www.pravoslavnaya-biblioteka.ru

Великому труду посвящены многие произведения русской литературы. Например, стихотворение «Труд» А.С. Пушкина:

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,

Плату приявший свою, чуждый работе другой?

Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,

Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

В церковнославянском языке слово труд имеет значения:

  1. Труд – от греческого κόπος, μόχθος, πόνος, то есть мучение, горе, скорбь: И посла Моисей послы от Кадиса к царю Едомскому, глаголя: тако глаголет брат твой Израиль: ты веси весь труд обретший нас (Чис. 20:14).
  2. Тяжкая болезнь: Сей грехи наша носит и о нас болезнует, и мы вменихом его быти в труде и в язве от бога и во озлоблении (Ис. 53:4).
  3. Усилие, труд, подвиг: Непрестанно поминающе ваше дело веры, и труд любве, и терпение упования господа нашего Иисуса Христа, пред богом и отцем нашим (1Фес. 1:3).
  4. Плоды труда и добытое трудом: И аще правду любит кто, труды ея суть добродетели: целомудрию бо и разуму учит, правде и мужеству, ихже потребнее ничтоже есть в житии человеком (Прем 8,7).

Тяжко

Как мы знаем, жизнь человека имеет легкие и радостные события, но иногда тяжелые и грустные моменты. Именно тяжелые моменты жизни очень точно описывает слово тяжко.

Тяжко – это тяжело, это плохо, это тягостно и мучительно, а также строго и сурово. Именно такие значения дает словарь русского языка XI-XVII вв. В стихотворении «Бородинская годовщина» А.С. Пушкин описывая всю тяжесть событий Бородинского сражения:

Великий день Бородина

Мы братской тризной поминая,

Твердили: «Шли же племена,

Бедой России угрожая;

Не вся ль Европа тут была?

А чья звезда ее вела!..

Но стали ж мы пятою твердой

И грудью приняли напор

Племен, послушных воле гордой,

И равен был неравный спор.

И что ж? свой бедственный побег,

Кичась, они забыли ныне;

Забыли русской штык и снег,

Погребший славу их в пустыне.

Знакомый пир их манит вновь –

Хмельна для них славянов кровь;

Но тяжко будет им похмелье;

Но долог будет сон гостей

На тесном, хладном новоселье,

Под злаком северных полей!

В церковнославянском языке это слово также имеет значение особой тяжести и тугости. В Евангелии от Матфея Господь обращаясь к ученикам Своим говорит: Сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют: и сбывается в них пророчество Исаиино, глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети: и зряще узрите, и не имате видети: отолсте бо сердце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их (Мф. 13:13-15).

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #русский язык #значения слов

Текст подготовил Иоанн Щербенко.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»