Однажды на Областном конкурсе, ожидая с утра, мы попали на сцену только в половине десятого вечера. Конкуренты сильнейшие, танцы массовые по 50-80 человек. На сцене стоит пыль от силищи исполнения. Думала мои уже не станцуют, стоят расстрооооенные. Такие конкуренты в их номинации!
Отвела в сторонку, говорю от отчаянья уже:
- Делайте что хотите...разрешаю, только рассмешите жюри, поднимите настроение.
- Не боитесь? - спросил Сашка, - я ведь и правда сейчас "зафинчилю".
- Дерзай!
Исполняли мы танец "Учись, стиляга". Тема, в общем-то, избитая.
Танцуем...
Родители, которые были в зале рассказали, что члены жюри на нашем танце "проснулись". Один хлопал в ладоши над головой, другая лежала на руке от смеха.
Председатель жюри потом сказала на круглом столе:
- Вечер, устали, ждём конца, потому что все эстрадные номера слились как-будто в один. Все похожи друг на друга. И тут один из них приводит в восторг.
Мы выиграли, стали Лауреатами первой степени не из-за сильной хореографии, сумасшедшей пластики и растяжек. Мы просто подняли настроение членам жюри.
Если есть желание, посмотрите этот номер...
Конкурсы прошли сквозь всю мою жизнь. По крайней мере, мне так кажется. Свои детские воспоминания я неизменно связываю с участием в различных конкурсах и соревнованиях. Кстати, в те годы у нас ещё не было четкого разграничения на направления хореографии и мы занимались всем подряд. Так что участвовала я с партнёром и в конкурсах по бальным танцам, и по рок-н-роллу, и по народным. Разностороннее, в общем, такое развитие у нас было. Сейчас думаю, как успевали? Ответ один: как-то...
Потом начала работать хореографом в ДШИ. И когда приехали на первый конкурс и уехали "ни с чем", диву давалась высоким достижениям других. Думалось, что это нереально.
Оказалось, все реально. Просто чуть больше труда, опыта, и, конечно, профессионализма.
Первые общения с членами жюри вызвали кучу негатива. В голове масса оправданий себе и своим ученикам:
- Ну мы просто...болели, пропускали...
- Не успели, но старались...
- Нет, мы занимаемся классикой!
- У нас зал маленький....
- У нас отбора детей практически нет...
- Мы не можем костюмы получше, нам никто не помогает, кругом враги...
Хорошо, что я из тех, у кого роится это только в голове, но не выплёскивается на членов жюри. Но есть, среди нас и такие, кто на круглых столах открывает жесткий спор. Хореографы - народ эмоциональный. Иногда и по существу, но чаще пустой, типа вышеприведённого.
- У нас помещение маленькое, - оправдывается хореограф.
- Вы знаете, а я вот видела их помещение, - председатель жюри показывает на руководителя коллектива с высокими достижениями на этом конкурсе, - они не могут держать руки в третьей позиции (вверх) и встать на реляве ( на носочки), потолки низкие. Однако, демонстрируют отличные прыжки.
Иногда можно услышать и резкие выпады от жюри:
- Если вы не доверяете нашей компетентности, зачем приехали на конкурс?
И он прав. Все наши проблемы остаются нашими. Они никого не должны касаться. Ни жюри, ни зрителя. Мы можем искать оправдания своему плохому исполнению сколько угодно, но это только наша внутренняя проблема. А результат вот он, должен быть.
И вот я уже сама член жюри конкурсов различного уровня. Давно встала по другую сторону экрана. Сужу. Вспоминаю те свои претензии к жюри с улыбкой. Но по опыту знаю, насколько важно каждое слово членов жюри для хореографа, насколько много этот хореограф будет обдумывать эти замечания, не спать ночами.
Поэтому так: хвалю много, замечаний меньше. Но их не может не быть. Если хореограф умный, он нуждается в них, а остальным ничего не докажешь. Одни обиды.
Конкурсы сейчас - удовольствие не из дешёвых. Членам жюри, конечно, идёт оплата, особенно на Международках. Но человеческий фактор от высокой оплаты не меняется. И после целого дня просмотра хореографических номеров у членов жюри тоже наступает усталость.
Так что посоветовать хореографам? Наверное, делать такие номера, которые эту усталость снимут, которые пролетят, как секунда и вызовут массу эмоций.
А ещё....помните, что советуют психологи: "идите к людям с радостью, дарите им тепло, и оно вернётся". Зритель пришел на концерт не для того, чтобы оценить исполнителей, он пришел, чтобы получить удовольствие и эмоции для себя.
И детям своим я всегда говорю:
- Оценивают вас только ваши мамы, бабушки, близкие. Остальные зрители либо получают энергию и радость, либо нет.
Так и с жюри: настраивайте своих учеников на хорошее отношение к жюри. Смотреть на них, улыбаться, дарить все то, что хотели сказать танцем. И, вместе с вложенным трудом, результат придет обязательно.
Пишите свои воспоминания о конкурсах, об общении с членами жюри. Буду рада прочесть. Может у кого-то есть большие претензии или недопонимания... Давайте обсудим вместе.
И читайте ещё о танцах на моем канале:
Родители обманывали девочку много лет.