Не ходите ночью в горы. Оригинальный хоррор на дикой природе.
(Trolljegeren, 2010, Норвегия)
После того, как копеечная "Ведьма из Блэр" внезапно стала культовой, многие энтузиасты решили пойти по ее стопам. А кое-кто из многих - уже с бюджетами, куда большими, чем горсть карманной мелочи.
Одним из таких и был как раз норвежец Андре Овредал ("Бог грома", "Демон внутри", "Страшные истории для рассказа в темноте"). Чьи "Охотники на троллей" стали не только одним из самых экстравагантных ужастиков 2000-х, но и, пожалуй, лучшей пародией на весь жанр псевдодокументалистики, он же мокьюментари.
Воистину, "Охотников на троллей" следует рекомендовать всем и каждому. Ибо редко встретишь фильм, который не оставит равнодушным буквально ни одного зрителя. Потому что две трети из них разразятся проклятьями: "Да, блин, какую же зверскую ахинею нам тут показали! Что это было и на кой черт вообще ее снимали?". А оставшаяся треть не менее громко закричит: "Да, блин, какую же зверскую ахинею нам тут показали! Да это же такое отмороженное трэш-гонево, что оно почти гениально! Пойду куплю бутылку и пересмотрю этот угар еще разок, потому что воспринимать его на трезвую голову попросту невозможно!".
Всё верно. И если вы сядете смотреть этот хоррор в угрюмом настроении, то сойдете с дистанции, едва его герои наткнутся на первого же тролля. Потому что...
Да как вам сказать.
"Пластилиновые" спецэффекты у Овредала настолько дерзко топчут ваше чувство прекрасного, что хочется одновременно и смеяться, и плакать. А также передать привет Питеру Джексону с Джеймсом Кэмероном, тратящих бешеные миллионы на свои цифровые красивости. В то время, как купить для этого фуру с пластилином было бы во стократ дешевле и проще.
Хотя, если вы сходу поймете, что это у Андре не криворукость, а такая фишка, то уверяю: далее всё попрет еще веселее и безбашеннее.
Но если вы воспримите его "ноу-хау" как личное оскорбление... то тоже будете правы. Его троллинг про троллей бьет не в бровь, а в глаз безо всякой жалости, ведь Овредал делал это злонамеренно. И точно зная наперед, как взбесятся от его эскапад те самые "две трети" зрителей.
Творческое хулиганство без прикрас, на которое редко кто осмеливается.
А так-то да: прежде чем "Охотники на троллей" скинут маску серьезности, они будут долго прикидываться обычной псевдодокументалистикой, снятой на любительскую камеру тремя "студентиками". И тоже, разумеется, случайно "найденной в лесу" после того, как авторы записи сгинули бесследно.
Конечно, верим! Без вопросов.
Вот наши герои, пламенные защитники природы, выезжают в глухие края, чтобы снять фильм о браконьерах, истребляющих тамошних медведей. И даже разыскивают одного из них, хмурого мужика по имени Ганс, колесящего по округе в фургончике, набитом капканами и оружием. После чего в худших традициях папарацци студентики начинают его преследовать. До тех пор, пока что-то в ночном лесу не начинает в свою очередь со страшным ревом гоняться на ними и Гансом. И это явно не медведь.
Впрочем, на первый раз пронесло, правда, машину ребятишкам этот "не-медведь" изрядно попортил.
К счастью, на лицо суровый, но добрый внутри Ганс приютил бедненьких борцов с ним самим. И откровенно поведал им о том, что на самом деле он уничтожает других "косолапых" - троллей, что порой "путают берега" и начинают беспредельничать.
Чему, само собой, студентики не поверили. Но прокатиться с Гансом и проверить это самолично не отказались, благо он не возражал.
И поехали они по родному краю искать на свои бомбические форсунки приключений. Которые с таким проводником нашлись быстро - только успевай бегать, снимать их на камеру, да испачканные снаружи и изнутри штаны отстирывать. Потому что жирной трольчатины в горах Норвегиии впрямь разгуливало немало, а уж дружелюбной к людям она подавно не была.
***
В общем, редко какой ужастик так беспардонно троллит зрителей, являясь по сути лакмусовой бумажкой того, у кого из них есть чувство юмора, а у кого с этим наблюдаются пробуксовки.
Но особенно веселят те критики "Охотников на троллей", кто с наморщенным лбом ищет в них какие-то нелогичности и ляпы.
Да полноте - они сами по себе есть один огромный логическия ляп. Снятый в здравом уме и с единственной целью: поглумиться над занудами от культуры и довести их до белого каления.
Чем кино и ценно, а кто этого так и не осознал - досадно, разумеется, но не фатально.