Найти тему
6000 миль до Голливуда

Демон внутри

Оглавление

(The Autopsy of Jane Doe, 2016, Великобритания)

Где бы после этого не снималась ирландская актриса Олуэн Катрин Келли, свою лучшую роль в жизни - роль загадочного трупа на столе в морге, - она уже сыграла.
Где бы после этого не снималась ирландская актриса Олуэн Катрин Келли, свою лучшую роль в жизни - роль загадочного трупа на столе в морге, - она уже сыграла.

Когда намедни я справедливо поворчал насчет нового пустопорожнего ужастика "Кадавр", сразу несколько человек наворчали на меня в ответ. Но вовсе не в защиту оного, а за то, что говоря о нём, я не упомянул про британский "Демон внутри", с которого якобы "Кадавр" и срисован. И который, как опять же заверили меня, исполнен гораздо качественнее своего американского подражателя.
Проверим.
Действительно, наглое заимствование бросается в глаза уже на постерах. В оригинале "Демон внутри" называется "Вскрытие Джейн Доу" (то бишь "неопознанного тела"), "Кадавр" обозвали в том же ключе - "Одержимость Ханны Грейс". И там, и там после короткого вступления сюжет "запирается" в мрачных стенах морга и крутится вокруг странного женского трупа. Который и сам полон зловещих тайн, и обстановку в прозекторской создаёт паранормальную. И, конечно, в обеих историях доблестные служители морга не могут по разным причинам задать оттуда дёру и потому вынуждены по мере своих сил, мозгов и храбрости воевать с чертовщиной.
Однако в самом главном эти фильмы всё-таки не похожи. Мне сказали чистую правду: "Демон внутри" и впрямь лучше и интереснее "Кадавра" во всём.

Когда ты патологоанатом, а твой сын намерен пойти по твоим стопам, заниматься его сексуальным просвещением будет значительно проще. Лишь бы только не увлекался "наглядными пособиями".
Когда ты патологоанатом, а твой сын намерен пойти по твоим стопам, заниматься его сексуальным просвещением будет значительно проще. Лишь бы только не увлекался "наглядными пособиями".

Начать с того, что это вовсе не бескровная "кадаврическая" жвачка в стиле "бу!", хотя возрастные рейтинги у них одинаковые: "R" и "18+". Главные герои "Демона внутри", отец и сын Тилдены (Брайан Кокс и Эмиль Хирш) - настоящие патологоанатомы, а не ночные вахтёры, которые только и умеют, что снимать у трупов отпечатки пальцев. Ну уж нет, эти мужики орудуют скальпелями, щипцами и трепанами безо всякого стеснения. А также без боязни оскорбить чувства слабонервных зрителей и тех, кто сел смотреть кино по ошибке, решив, что сама аутопсия неопознанного трупа останется где-нибудь за кадром. Ишь, чего захотели! Тилдены кромсают тела своих молчаливых клиентов со всеми вытекающими из тех, а также хрустящими, брызжущими и хлюпающими последствиями. Без фанатизма, конечно, и никакого исследования, к примеру, содержимого протухшего кишечника мы тут не увидим. Но "азы" патологоанатомического ремесла нам преподадут и в разверстую человеческую утробу или черепную коробку зрителя в этом кино не раз ткнут носом. Поэтому, если ваш нос вдруг не готов к такому стресс-тесту, знакомиться с "Демоном внутри" надо аккуратно и с оглядкой.

Является ли привязанный к ноге трупа колокольчик тем самым "чеховским ружьём", которое по ходу "пьесы" обязательно выстрелит?.. Конечно, это был чисто риторический вопрос.
Является ли привязанный к ноге трупа колокольчик тем самым "чеховским ружьём", которое по ходу "пьесы" обязательно выстрелит?.. Конечно, это был чисто риторический вопрос.

Второе, что подкупает в данной картине: её снимали люди, которым тоже ненавистны заюзанные хоррор-штампы. И мы знаем кое-кого из этих людей! "Демон внутри" - вторая полнометражка того самого норвежского "тролля" Андре Овредала, который взбаламутил в 2010-м году общественность своим кинохулиганством "Охотники на троллей". И хоть здесь Овредал так не безобразничает и вообще держит себя в руках, его картина не превращается в набор "напугательных" банальностей и зачастую преподносит сюрпризы. Конечно, совсем без штампов тоже не обошлось, но большинство из них Овредал всё равно изловчился вывернуть наизнанку и подсунуть нам в неожиданном ракурсе.
Так же недурно сработались в дуэте Эмиль Хирш (
"В диких условиях", "Уцелевший", "Киллер Джо") и Брайан Кокс (проще, наверное, перечислить фильмы, где этот могучий старик не снимался), играющие тех самых Тилденов, в чьей семейке профессия трупореза переходит от отца к сыну. Более того, морг тоже целиком принадлежит им, представляя собой "частную лавочку", работающую с полицией по контракту. И потому подвальчик в особняке Тилденов, где они возятся с мертвецами, выглядит по-домашнему уютно и намного симпатичнее уныло-бетонных стен муниципального морга из "Кадавра". Да и наблюдать за человеческими взаимоотношениями Тильденов, запертых в подвале со странным трупом, во стократ интереснее, чем глядеть на дерганье каких-то безвестных людей из "Кадавра", купленных на актёрском рынке по тысяче долларов за пучок.

С демоническими трупами всегда так: ты пытаешься их сжечь, а они устраивают тебе в ответ пиротехническое шоу.
С демоническими трупами всегда так: ты пытаешься их сжечь, а они устраивают тебе в ответ пиротехническое шоу.

***

В общем, пусть не идеальный, но в любом случае оригинальный взгляд на мистический хоррор. Да ещё с элементами производственной драмы о служебном долге и династической преемственности среди патологоанатомов. Да ещё с колоритнейшим 70-летним Брайаном Коксом в роли главного прозектора, за одной лишь работой которого скальпелем наблюдать безумно интересно, не говоря о других его "танцах с бубном" вокруг зловещей покойницы. И пусть во второй картине Андре Овредала гораздо меньше его специфичного черного юмора, от этого она не становится заурядной. И у Андре в запасе по-прежнему много козырей, которыми он лихо бьет карты других хоррор-мейкеров, даже играя за их столами и не по собственноручно написанному сценарию.
Что ж, теперь ждём его третью "пугательную" картину, которую он обещал выкатить на наш суд уже скоро, в августе 2019-го.

Трейлер фильма: