Найти в Дзене
HAYK media

Константин Аладжалов – его графические иллюстрации печатали лучшие издания Америки

Родился 18 ноября 1900 года в Нахичеване-на-Дону (ныне часть Ростова-на-Дону).

Его младшими братьями были Семён и Степан Аладжаловы, ставшие впоследствии знаменитыми советскими художниками-плакатистами. Детство провёл в Ростове-на-Дону. Окончив гимназию, самостоятельно занялся рисованием.

В 1917-18 годах учился в Петроградском университете. Во время революции 1917 года примкнул к группе художников, обслуживающих революционную власть. По заказу рисовал агитплакаты, портреты вождей революции, расписывал агитпоезд.

В 1918 году вернулся в Ростов, где начал сотрудничать с журналом «Искусство». Участвовал в 8-й Весенней выставке Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств, создавал графические декоративные элементы для журнала «Донская волна».

В 1920 году встречался с Сергеем Есениным и нарисовал его портрет, который через девять лет был опубликован в книге Мэри Дэсти «Конец Исидоры Дункан». В 1923 году эмигрировал в США. По некоторым данным до этого пару лет провел в Персии и Турции. В 1928 году Аладжалов получил американское гражданство.

-2

В 1924 году, после долгого поиска работы, был приглашён расписать стены в новом ресторане русской графини Анны Зарнекау. Первые годы часто писал фрески в частных домах, оформлял русские ночные клубы на Манхэттане, писал заказные портреты, занимался сценографией, рисовал афиши для театра и кино. Также продавал свои работы журналу “The New Yorker”. Его иллюстрация на обложке этого журнала впервые оказалась на номере от 25 сентября 1926 года.

-3

Приобретя популярность среди американских представителей прессы, Аладжалов стал автором иллюстраций в таких популярных американских журналах как “Life”, “Vogue”, “Fortune”, “New Masses”, “Vanity Fair” и др. Большинство из них выполнены в мягкой юмористической манере. Также иллюстрировал книги по заказам издательств, в частности «Золушку» Элис Дюэр Миллер, «Книгу песен» Джорджа Гершвина, «Семейный альбом» Павла Чавчавадзе, «От Иеговы до джаза» Хелен Кауфман и детские книги Корнелии Скиннер.

-4

В 1940-50-е Аладжалов стал преподавателем композиции и рисунка в рисовальной школе «Феникс» в Нью-Йорке. Также он читал лекции по композиции в художественной школе “Parsons” и в художественной студии Александра Архипенко.

В эти же годы он провёл несколько персональных выставок в Нью-Йорке, Далласе, Голливуде и Уичито (штат Канзас). Также Аладжалов состоял в Филадельфийском акварельном клубе. В 1942 вышел в свет альбом репродукций его рисунков под названием «Жанровые картины», текст для которого написала известная американская журналистка Жанет Фланнер.

-5

В Нью-Йорке Аладжалова вначале называли кубистом из-за похожести некоторых его иллюстраций на кубистические произведения. Он работал в разных жанрах, но полюбился публике благодаря сатирическим зарисовкам о современной Америке. В своих иллюстрациях он уделял большое внимание мелким деталям, изображая комичность повседневности в собирательных чертах своих персонажей. Некоторые считали его реалистом, работающим в очень изощрённой манере. Чёткие и жёсткие линии в его рисунках отсылали к жанру карикатуры. Однако сочетание их с продуманностью каждого мелкого элемента, изящной работой с цветом и сюжетом делало карикатуру в иллюстрации Аладжалова более утончённой.

Архив художника хранится в библиотеке университета в Саракузах, в Институте Смитсониан в Вашингтоне, в Архивном исследовательском центре Ховарда Готлиба в Бостонском университете. Представлен в Бруклинском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, художественных музеях Филадельфии и Далласа.

Константин Иванович ушёл из жизни 24 октября 1987 года. Любопытно, что случилось это в Штате Нью-Йорк в городке Амения.