Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

О ракетах, которыми стрелял...

Оглавление

Юрий Мамонтов

-2

После окончания училища мы направлялись в боевые полки, в которых всё предназначалось одному: как можно быстрее посадить нас, выпускников, на боевое дежурство.

-3

В полках нас ждали. Нагрузка на дежурящих была большая, особенно летом. А позднее, в дежурках, у нас выходили сроки, допуски, проверки и всякое разное. И приходилось нашим начальникам снова нас восстанавливать до нужного уровня на спарках и боевых, чтобы опять посадить в дежурное звено, чтобы мы могли дежурить, дежурить, дежурить… . В ИА ПВО всё подчинялось одному — лётчики обязаны быть «штыками» и быть готовыми для подъёма в воздух из готовности №1 при любой погоде по любой цели. В Сибири у моего товарища в июле набралось 28 дневных дежурств. В Амдерме две недели жену видел когда она шла с работы, а я шёл к автобусу, увозящему меня на ночное дежурство. На следующее утро жена уже на работе, а я возвращался домой для отдыха к очередному дежурству. Отдыха не давали, служба, казарма... и всякое другое. Но перед заступлением на дежурство врач мог отстранить от дежурства, если кто-то нарушал время для отдыха.

О ракетах. Чтобы заступить на дежурство днём необходимо было выполнить на полигоне пуск ракеты по мишени днём. Если требовалось дежурить ночью - выполнить пуск ракеты ночью. Тогда дежуришь и ночью, и днём. Но там другая проблема, при какой погоде дежурить. А погода менялась. И иногда уезжая с аэродрома утром видимость была, при которой мы, лейтенанты летать не имели права. Стрельбы в полках на всех мной освоенных типах были как правило ежегодными, или раз в два года. Целый год мы готовились к стрельбам. В ИА ПВО особо уделяли внимание подготовке лётчиков к полётам по приборам, чтобы мы могли взлетать и заходить на посадку при жёсткой погоде. В Сибири уже «страшные (старшие) лейтенанты» были с первым классом.

Моё мнение будет субъективным, и может не совпадать с мнением других лётчиков, выполнявших стрельбы.

Р-60.

Фотография из справочника 1959 года
Фотография из справочника 1959 года

Эта ракета предназначалась для маневренного боя и была с тепловой головкой самонаведения (ТГСН). По данным 1977 года ракета всеракурсная и могла уничтожать цели на высотах от 30 метров до 20 км. Скорость поражаемой цели могла достигать 2500 км/ч. Минимальная дальность до цели - 200 метров, а максимальная - 10 км. Максимальная перегрузка ракеты на траектории 30 единиц. Вес боевой части 2,9 кг. Первый раз мне её подвесили на Су-15ТМ, тогда я был с 3 классом, лейтенантом. (прошло 4 года с того времени, как на Су-15 прошли испытания Р-60-х).

Так вот, Р-60 не сошла. Прицел видит, я вижу, а головка нет. Работал и ногами, и руками, но головка отказалась захватить горящий факел ПМ-6 (парашютной мишени). Перед вылетом смотришь маршрут по карте и анализируешь положение солнца. Вероятно головка засвечивалась на солнце и уже «не видела» пламя мишени. Прошёл рядом с целью, глазами посчитав стропы парашюта и... произвёл принудительный пуск (аварийный). До самой посадки вспоминал, где я слышал этот звук. После посадки вспомнил..в туалете, при нажатии слива. После этого я очень подозрительно относился к ракетам с ТГС и просил подвеску с РЛС головками. Через несколько лет на МиГ-31, на Балхаше, Р-60 у меня тоже не сошла.

-5

На одном из авиа форумов удивились моей предвзятости к тепловым ракетам. Состояние лётчика при выходе из атаки с несошедшей ракетой непередаваемо — тоска и обида. После посадки сруливаешь с ВПП с несошедшей ракетой под крылом, на тех.посту техник устанавливает чеки и сочувственно разводит руками. Жизнь кончилась…

На Су-15ТМ помимо Р-60 были Р-98 с радиолокационной и тепловой головкой..

-6

Фотография Р-98

Р-98
Р-98

На одном из заключительных этапов испытаний Р-98 было произведено 46 пусков. 36 ракет поразили цель. Мишени: парашютные, Ла-17, МиГ-17, Ил-28, Ту-16, высотная скоростная. Пуски происходили в том числе при постановке пассивных помех.

-8

А что происходило в боевом полку ? Пуски ракет были на дальностях меньших чем по ТТХ. Дальности выдачи «пуск разрешён» («ПР») при подвеске учебных ракет были ещё меньше.

-9

-10

Были отдельные случаи у «капитанов-стариков», что при сходе ракета уходила в сторону от цели. В итоге: ракета сошла при разрешённом пуске («ПР» горит) , а цель не уничтожена. И ? Проверяющие пытались обвинить лётчика за несоблюдение параметров пуска. Перед вылетом головки ракет лётчики злили, лаяли на них.

-11

Запомнились перехваты под ракурсом три четверти. Цель идёт на истинной 900, перехватчик на минимальном форсаже на 1.100 км/ч.

-12

-13

И вот увеличивается ракурс и после захвата головок («ЗГ») выдавалась команда «О» - ОТВОРОТ. Пуск разрешён «ПР» не выдавался. Незачёт ! А на повторный заход для наведения топлива недостаточно. Полёт впустую. Трудные перехваты в ППС (переднюю полусферу на встречных курсах). Нужно делать прицельную горку (для ракет) и не допустить на горке уменьшения разности высот с целью менее 1.000 метров. При этом не потерять скорость на горке. Эти отклонения расценивались как нарушение мер безопасности и... отстранение от полётов. Перехват в ЗПС (задняя полусфера на попутных курсах) легче. И скорость сближения много ниже, и время для обнаружения и больше. Можно дважды зайти для атаки. Но если скорости сближения с целью не будет - будет срыв захвата прицелом.

-14

Жизнь в корне изменилась на Ту-128.

-15

И оклад выше, и вероятность перехватов стопроцентная, ну почти. Можно «навестись» на цель несколько раз. Топлива достаточно. Прицельная горка не такая крутая. Штурман всегда найдёт цель в массе посторонних засветок и поставит её на атаку. Никаких отрицательных эмоций. Всё просто и надёжно, и в кабине есть с кем поговорить !

-16

-17

Но не так всё было просто, когда Р-4 и Ту-128 планировались в войска. В 1962 году пуски проводились со специально оборудованной летающей лаборатории Ту-104ЛК.

-18

Стрельбы по Ил-28 с передней полусферы. Восемь мишеней, пуск 15 ракет, поражена всего одна цель. С 1965 по 1966 г. серийное производство ракет Р-4 велось на Калининградском заводе, а в дальнейшем в Киеве. Ввиду недостаточной маневренности Ту-128 требование к ракетам - всеракурсность.

На Ту-128 пуск ракет Р-4 выполнял ночью на полигоне Балхаша.

Посадка и взлёт с Семипалатинска, выходили на полигон Балхаша, и после выполнения задачи возвращались в Семипалатинск (гражданский).

-19

Пуск произвёл залпом двумя. Но команду получил уже на боевом курсе. При пуске требовалось наклонить голову, чтобы не допустить временного ослепления. Двигатели ракет «горят» очень сильно. При сходе чувствуется разбалансировка самолёта, но не такая сильная как на Су-15ТМ при сходе Р-98. При сходе первой и второй ракеты проходит «вечность», а фактически секунда. И были случаи, когда лётчик подозревая отказ нажимал кнопку пуска (гашетка на штурвале) повторно и вместо одной ракеты — уходили две. Доклад «Расход две» с последующими выводами на разборе.

Безориентирная ночная местность полигона при подрыве боевой части ракеты превращалась ненадолго в дневную с хорошо видимыми наземными ориентирами речушками и дорогами, мелкими озерцами. Ночь превращается в день. Всё светло. А затем ты опять в ночном чёрном космическом пространстве.

-20

Мои товарищи стреляли по АДА (автоматическим дрейфующим аэростатам США). Уничтожали. О методике наведения и пуска рассказывать не буду, есть описания практического пуска (штурман капитан Широченко).

МиГ-31. Балхаш.

На МиГ-31 пуски ракет на больших высотах в стратосфере требуют дополнительных знаний лётчика. Я не знаю ни одного случая не схода ракет Р-33 при захвате прицелом цели и высвечивании лампы «разрешённого пуска». Пуск ракет Р-33 по ощущениям как пуск ракет на «компе» на симуляторе.

-21

В общем никаких ощущений. Маленький щелчок. Пуски этих ракет удобны ещё и тем, что не нужно делать прицельных горок. Ох, сколько неудачных перехватов в ППС было на Су-15ТМ во время обучения. Во общем, если цель на МиГ-31 поставлена на атаку — она будет уничтожена.

На МиГ-31 необходим прицел, чтобы видел км на 400, а ракеты с дальностью пуска 200 км. Если бы Ту-144 был в варианте перехватчика, то рубежи перехвата были бы намного удалёнными.

Вот вроде всё, о чем хотел поделиться с читателями своими воспоминаниями про ракеты. Кратко не получилось.

-22

(фотографии из личного архива и общедоступных материалов)

-23

Кстати. Совсем забыл дополнить... про ракеты с тепловыми головками . Моё мнение такое : необходимо в головку с ТГС вставить шторку механическую, или подобную как на Ил-76 (для уменьшения видимости). Другими словами : головка ракеты не должна быть измученной и не засвечиваться от солнца. Вышел на боевой курс — включи уничтожение шторки. И ..головка совсем новая, захват по дальности увеличен в три раза.

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен