Найти в Дзене
ИстПросвет

Почему славяне не были родственниками венедов (аргументы современной науки)

Оглавление

Где обитали славяне, и почему венеды Плиния, Тацита, Птолемея и Иордана не могли быть их предками - на эти и другие вопросы поищем ответы в сегодняшней статье и сделаем это, опираясь на достижения современной науки.

Владимир Яковлевич Петрухин - российский историк-медиевист, археолог
Владимир Яковлевич Петрухин - российский историк-медиевист, археолог

Под влиянием авторитетов античности

Первым вслед за названными выше древними авторами начал отождествлять венедов и славян основатель славистики П. Шафарик. В самом деле, как он ещё должен был отреагировать на выдержку из Иордана (VI в.), в которой прямо говорится:

"от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами (склавенами) и антами".

Вдобавок эта информация подтверждена такими античными авторитетами как Плиний, Тацит и Птолемей. Согласно последнему, венеты (венеды) в I-II веках населяли Повисленье вплоть до Венедского залива Балтийского моря. Всё вроде бы сходится на том, что венеды являются предками славян (антов и склавинов). Однако современная наука скорее опровергает это мнение, чем поддерживает.

Венеды - не этнос, а образ жизни

Как пишет историк В.Я. Петрухин в книге "Русь в IX-X веках", "ни с точки зрения исторической географии, ни с позиций исторической ономастики венеты античных авторов не могут однозначно претендовать на роль праславян". Далее он объясняет, что "в праславянском языке слово mor’e относилось скорее к пресноводным стоячим водоемам, болотистым местам". А если так, то праславяне не могли обитать на морских берегах. У Иордана есть характерное утверждение, что "болота и леса заменяют им (славянам) города", а у многих историков распространено мнение о том, что ядром славянской прародины был болотистый бассейн Припяти.

Другая проблема, на которую указывает В.Я. Петрухин, возникает с историей имени венеды. Славяне так себя не называли. Это было условное обозначение (этникон), которым греки и римляне ещё со времен Гомера описывали народ, переселившийся из Трои на побережье Адриатики. "Имя этого «бродячего» народa было перенесено на другие «северные» этносы Европы и воспринято германоязычными народами, называющими славян Winden, Wenden и т. п."

Можно предположить, опираясь на свидетельства археологии, которые указывают на янтарную торговлю между Римом и юго-востоком Балтии, что выходцы из дунайских римских провинций Паннония, Норик и Реция "занесли на Балтику венетскую ономастику, приписав сам традиционный этникон балтийским торговцам янтарем", или же сами эти торговцы восприняли его. Тогда он мог стать известным не только германцам, но и финнам Прибалтики, и быть перенесён последними на славян. Имя венеты характеризовало бы при этом не этнос как таковой, а определенный образ жизни. Ведь Тацит их так и описал:

"венеты... обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и фенами".
Венеды - морской народ или бродячие разбойники?
Венеды - морской народ или бродячие разбойники?

Вместо заключения

С 4 века н. э. Европа переживала Великое переселение народов. Вместе с "блуждающими" этносами появлялись и "блуждающие" этниконы (их условные обозначения). Сравнительный анализ показал, что "сведения Иордана о собственно венетах восходят к античным источникам и практически не содержат дополнительной информации".

Тацит отделил венетов, певкинов и феннов от германцев и сарматов. По его примеру Иордан отнес к венетам народы, населявшие пространства между Скифией и германцами, то есть славян. Однако он наделил их традиционным книжным этниконом - венеды, точно так же, как современных ему готов он поименовал более архаичным иллирийским этнонимом геты. Такова уж сила учёности.

Исчерпывающую информацию смотрите в книге В.Я. Петрухина "Русь в IX-X веках".