Лирико-топонимическая история
И началась эта история вот с чего. На самом деле вид на Базовскую улицу открывается у нас прямо с лестничной клетки. Но при этом от нас она – на другой стороне Октябрьской (то есть ленинградской) железной дороги, ну и чтоб туда попасть - как минимум надо перейти по переходу станции «Ховрино», ныне «Грачевская». И так получилось, что вот дети мои в том районе никогда толком не бывали, ну, все-таки мы не так давно живем там, где живем. Короче, в один прекрасный день сказал старшему сыночку - «Давай сходим! Прогуляемся, ты послушаешь, а я расскажу тебе много интересного!» Ну и рассказал.
...Когда в 1979 году мы переехали на Северную рабочую окраину, конкретно «на Моссельмаш» - ну, что могли сказать остальные москвичи про наш район, как его охарактеризовать? Не хочется использовать избитый термин «>I<oпa мира», но, если начистоту, это именно она. «Один из самых отдаленных районов Москвы», если корректно. Метро нет, нет и не предвидится, ближайшая «Новослободская», до которой еще минимум полчаса трястись в автобусе, каких-то явных достопримечательностей нет, похвастаться нечем... да, «Отдаленный район».
Так вот. Ховрино ведь еще дальше от центра чем Моссельмаш, так что Ховрино с нашей точки зрения – район еще более отдаленный. Во всяком случае та его часть, где улицы Ангарская, Талдомская и Весенняя.
И Базовская. Которая еще и на отшибе самого Ховрина. Дальше уже всё, край Обитаемой Вселенной, и «>I<oпa мира» в квадрате! Тут ничего личного, чистая география. И в каком-то смысле социальная миссия в постоянном напоминании: вот стоишь ты на остановке автобуса, ждешь, автобуса нет, тебе тяжело, но тут сам себе говоришь: «Послушай, орёл! А представь, каково тем, кто живет на Базовской! Им чтоб только до вас доехать – еще минут 20 минимум! Так что стой спокойно и не гневи Судьбу. Есть люди, которым и еще потруднее, чем вам...»
Но, правда, у жителей Ховрина имелся вариант Б: перейти на ту сторону железной дороги и там добраться до «Речного вокзала». Но это тоже – полчаса минимум, да и Речной – не центр, прямо скажем.
Так что о существовании на белом свете Базовской улицы знали лишь мы, ветераны движа. Ну и еще пассажиры Троллейбуса 56, который шел от Белорусского вокзала и до конечной «Базовская улица». Но знать-то знали – а бывали на конечной наверняка лишь единицы!
Но не всё было столь сумрачно. Каким-то чудесным образом именно на Базовской располагалась Английская Спецшкола! Наверное, единственная на весь район. Пожалуй, да. Всё-таки Английская Спецшкола во времена СССР – это было круто! Хотя бы потому, что в нашем дворе не было ни одного такого умного ребенка, кто бы там учился...
- Пап, а Базовская – потому что база там была? А где она сейчас?
- Точно, сынок. База, и даже не одна. Разные. Но главная была – Овощная База! Знаешь, что такое «послать на овощную базу»?
Многие вещи из прежней жизни нашим детям сколько ни объясняй, а всё равно им очень трудно понять! Даже невозможно.
- «Послать на овощную базу» - это, сынок, был такой обряд, что ли, для работников умственного труда. Вот сидишь ты в своем НИИ, проектируешь ракеты. Но приходит Приказ – всем на базу! И все инженеры, конструкторы откладывают свои чертежи и расчеты и едут на Базу. Картофель там перебирать, морковь, свёклу... Принимать посильное участие в Продовольственной программе и заодно набираться вдохновения и для основной работы в том числе. Это если коротко. Культурно выражаясь – «Шефская помощь».
- И бабушка ездила?
- Ну конечно, она же в проектном институте работала, в секретном!
Но опять же – не всё так сумрачно. Так, однажды с Базы бабушка (ну, мама Таня моя) привезла отличные хозяйственные перчатки, которые им выдали. Новые, с резиновыми пупырышками на ладонях и пальцах, причем черные. И я их прекрасно использовал в качестве вратарских, отличный вариант, тем более, что настоящие вратарские перчатки тогда были в большом дефиците!..
...А потом еще прошло много лет, наступили Девяностые, я был студентом, и мой старший товарищ Володя однажды сообщил с восторгом:
- Мишаня, я на базу овощную устроился, да-да, на ту самую. Там столько всего можно сп... ну, украсть!!! Хочешь, я и тебя устрою на подработку?
Подработка для студента – это было важно, стипендия сделалась совсем крошечная, а тут – работа, да еще с возможностью украсть! Правда, трудоустроить меня Володя не успел, так как сам быстро чересчур много сп.. много украл, как сам потом описывал – «Еле до дома допер, чуть не упал уже во дворе!», и с хлебного места Вовика отчислили. Но всё равно – еще роднее стала База.
- Пап, а где она сейчас, эта База?
- Сынок, да нет уже ее давно. Снесли. Новый район. Сейчас уж и не покажешь точно, где была. Но – мы-то помним!
В общем, знайте: есть у нас и такая улица, с замечательным, историческим названием – Базовская!
Саундтрек в чем-то очевиден