Найти в Дзене
джазовые пластинки

Кто Вы, мистер Дрю? В поисках Джимми Дрю, автора альбома 'Indigo'

На заре моего знакомства с джазовыми пластинками (отмечена скромным номером 129 в первом заведенном каталоге в Excel) ко мне в руки, наряду с десятками более очевидных Брубеков, Гарнеров, Чарльзов и других Каунтов Бейси, попала запись на лейбле Decca некоего Джимми Дрю.

Альбом Джимми Дрю 'Indigo', выпущенный на лейбле Decca в 1962 году.
Альбом Джимми Дрю 'Indigo', выпущенный на лейбле Decca в 1962 году.

Несмотря на крайне скудные джазовые познания мне хватило ума провести напрашивающуюся параллель с Моузом Эллисоном - Джимми делился дюжиной авторских мелодий (читай блюзов), прибегая к помощи ритм-секции и вовсю используя собственные фортепианно-вокальные возможности. Недолго думая, исходя из искренней любви к Эллисону, я отправил альбом мистера Дрю на полку, где он и собирал пыль следующие, скажем, восемь лет.

Один из немногих оценивших пластинку по достоинству на discogs в 2021 году также отмечает очевидную схожесть с Моузом.
Один из немногих оценивших пластинку по достоинству на discogs в 2021 году также отмечает очевидную схожесть с Моузом.

Удивительно, но та формула (x=y, где x=Mose Allison, а y=Jimmy Drew), что вполне устраивала меня на протяжении восьми лет стала совершенно непригодна сегодня. И речь вовсе не в том, что со временем она лишилась привлекательности дилетантской простоты (хотя бы, vx+px≠vy+py, где vx и vy - вокальный стиль артистов, а px и py - особенности фортепианного мастерства), а в том, что в дело вмешалась совершенно новая постоянная (переменная?) - исторический контекст.

Если про место Моуза Эллисона в истории музыки (хотя бы 'one of the greatest songwriters of the 20th century', по версии Allmusic) написан не один текст, располагающий на музыкальной ленте Мёбиуса одно за другим главные имена двадцатого века от Фэтса Уоллера и Перси Мейфилда до Вэна Моррисона и Рэнди Ньюмана, то про музыкальный вес мистера Дрю гуглу неизвестно ровным счетом ничего.

Кто Вы, мистер Дрю?

На вопрос был ли альбом 'Indigo' счастливой случайностью, а сам Джимми Дрю мимолетной имитацией Эллисона развернуто отвечает хотя бы многоуважаемый Леонард Фезер, прямо в сопроводительном тексте к пластинке. Эллисона, к слову, Фезер не вспоминает вплоть до одиннадцатого абзаца, где ставит его имя в один ряд с именем Хоги Кармайкла. Что, впрочем, неудивительно: пластинка демонстрирует далеко не только вокальные рассуждения мистера Дрю, но и его фортепианную технику - на инструментальных номерах ассоциации с обладателем узнаваемого вокального стиля тотчас же испаряются.

Сопроводительный текст к альбому 'Indigo'
Сопроводительный текст к альбому 'Indigo'

Из тех же строк выясняется, что за спиной у Дрю серьезное академическое образование - более того, одним из его учителей был Уоллингфорд Риггер, легендарный композитор, один из первых американцев, начавший работать в двенадцатитоновой технике. Риггер погиб в 1961 году в результате нелепого несчастного случая (композитор запутался в поводках бойцовских собак и, упав на землю, получил серьезную травму головы) - в декабре того же года Джимми Дрю дебютировал в клубе Birdland, где, несмотря на отсутствие привлекательного для публики имени имел определенный успех.

В некотором смысле соединить две карьеры, академическую и джазовую, помогает популярный интернет-инструмент Discogs - достаточно лишь догадаться изменить имя Джимми на полное, Джеймс. В изрядно поседевшем мужчине того самого Джимми Дрю выдает высокий лоб и проникновенный взгляд.

Скромная дискография маэстро
Скромная дискография маэстро

Казалось бы на этом месте можно завершить музыкальную археологию, однако невозможность ознакомиться с работами мистера Дрю послужила поводом к новому гугл-поиску - на этот раз выручил немецкий художник Ральф Лихтенштейгер, который в 2007 году сделал компиляцию из работ Джеймса Дрю и разместил ее у себя на странице. Привожу ее ниже для некоторого представления о творческом пути композитора.

Благодаря Ральфу выяснились и более печальные подробности - Джеймса Дрю уже больше десяти лет как нет с нами. Художник любезно переслал мое письмо сыну мистера Дрю, Драммонду, который в свою очередь поделился со мной несколькими фотографиями и некоторыми любопытными и трогательными обстоятельствами жизни своего отца.

Увы, в дальнейшем наша беседа перешла с вопросов музыки к темам большей актуальности - Covid 19 никто не отменял. Дома же у сына Джеймса Дрю хранятся представляющие джазовый интерес артефакты - например, пленка с записью транслировавшегося по радио выступления его отца в клубе Birdland.

Драммонд также вспомнил о существовании снимка, где он, двухлетним ребенком, сидит между Джоном Кейджом и Дэвидом Тюдором. Однако прислал он другую фотографию, сделанную в родном для Джеймса Дрю Тулейнском университете, что расположен в Новом Орлеане.

Джеймс Дрю в Тулейнском университете
Джеймс Дрю в Тулейнском университете

Драммонд рассказал, что наследие отца куда более внушительное, чем может показаться: настаивать на том, чтобы он сделал музыку общедоступной я не стал - как никак, дела академические не вписываются в сколько-то устоявшийся формат джазовых пластинок.

В завершение предлагаю еще один номер с его альбома 'Indigo', на этот раз авторскую инструментальную композицию 'The Set Up.