У войны не женское лицо... Да, конечно, но сколько их - летчиц, зенитчиц, связисток, медсестер прошло дорогами войны за те страшных четыре года.
Они глядят на нас со старых военных фотографий. Запечатленные, как правило, мужчинами - ведь женщин-фотокорреспондентов было очень мало, буквально единицы за всю войну. Поэтому я хочу вспомнить хотя бы одну, пожалуй, самую известную из них - Наталью Боде.
Наталья Боде родилась в 1914 году в Киеве , в семье преподавателя техникума Федора Федоровича Боде и учительницы младших классов Веры Александровны Кудрицкой. Закончила школу, училась фотографии, поступила на работу в качестве лаборанта в Институт машиноведения, где проработала с 1931 по 1934 годы. В 1934 году стала фотокорреспондентом в киевской газете «Коммунист», а в 1938 г. стала обозревателем украинского отделения ТАСС . Наталья вышла замуж за фотожурналиста Бориса Козюка, и у них родился сын.
А дальше была война...
В первые же дни войны муж Наталии погиб, и она, оставив сына родителям, ушла на фронт, чтобы отомстить за смерть мужа. Так и говорила она потом: «На фронт я пошла за Борю». На долгих четыре года ее оружием стал фотоаппарат «Лейка 2А».
На эту совсем не женскою должность - военный фотокорреспондент Наталию взял редактор газеты Юго–Западного фронта «Красная Армия» полковой комиссар Иван Иванович Мышанский, позже погибший в бою в феврале 1943 года.
В конце июня 1941 года порог редакции, располагавшейся в Киеве, решительно переступила красивая, элегантно одетая женщина и положила на стол лист бумаги. Иван Иванович с нескрываемым удивлением прочитал заявление 26–летней киевлянки Натальи Федоровны Боде с просьбой принять ее на работу в качестве фотокорреспондента. Редактор прекрасно знал, что даже в мирное время ни в одной дивизионной, армейской и тем более окружной газете (Юго–Западный фронт был создан на основе Киевского округа) ни одного фотокора–женщины не было. Да и в других округах РККА тоже. Но он все же решил на свой страх и риск взять Наталью в штат редакции. Возможно, перевесило то, что Боде с 1938 года работала в фотохронике ТАСС по Украине и прекрасно знала не только Киев и окрестности, но и всю республику. А воевать–то собирались (временно!) на территории Украины, а затем гнать врага на запад, до самого Берлина. И кто тогда мог знать, что война для будущего старшего лейтенанта Натальи Боде действительно закончится в Берлине, но через четыре года... [1].
Долгие военные дороги, и фотографии, фотографии, фотографии...
«Жив ты, или помер,
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать…» -
Это слова другого военного корреспондента - Константина Симонова.
Со своей газетой "Красная Армия» Наталия прошла всю войну, до самого конца. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Постоянно печаталась в центральных газетах «Красная Звезда», «Правда», журнале «Огонёк» и даже в зарубежной печати - через Совинформбюро. Войну закончила в звании старшего лейтенанта.
Некоторые ее снимки стали настоящими плакатами.
В военной биографии Боде были задания, когда она одна преодолевала расстояние по лесу десятки километров и спала в самодельном шалаше, но приносила уникальные снимки.
Какова была цена этих фотографий не знал никто, кроме нее.
И вместе с этим - образ удивительно женственный. Говорили, что всю войну она возила в своем вещмешке праздничное синее платье, чтобы надеть его в день Победы. Это об этом платье поэт Евгений Долматовский , с которым Наташа встретится на войне, напишет в своей «Ласковой песне»:
Мы вдвоем. Поздний час.
Входит в комнату молчание.
Сколько лет все у нас
Длится первое свидание!
Всё у нас с тобой по-прежнему,
Только годы катятся,
Ты все та же, моя нежная,
В этом синем платьице.
Бьют часы. Лунный свет.
Сладко спи, моя красавица.
Пусть пройдет много лет,
Ты мне так же будешь нравиться.
А мама Натальи, даже в оккупации сохранила флакон ее духов, и хранила его до самой встречи с дочкой после освобождения Киева. Эти и другие подобные моменты создают образ не «бойца», а очень трогательной и женственной девушки.
Наверное, это прозвучит странно, но Наталья оказалась везучей - столько раз ходившая рядом смерть раз за разом щадила ее.
Так Юго–Западный фронт во главе со своим командующим Героем Советского Союза генералом Кирпоносом попадет в окружение и погибнет. Сотни тысяч наших бойцов попадут в плен. Но Наталье чудом удастся выскользнуть из смертельного кольца.
В мае 1942 смерть пройдет совсем рядом дважды. Сначала провальное наступление наших войск под Харьковом, окружение... Но ей снов повезло - из «котла» на самолете У–2 Наташу вывез летчик, летавший на разведку и, к счастью, приземлившийся рядом с ней для уточнения расположения наших войск.
Вечером 27 мая 1942 года на железнодорожной станции Валуйки буквально в одном метре от вагона, в котором находилась ее редакционная фотолаборатория, разорвалась немецкая бомба. И вагон, и все, что в нем находилось, превратилось в пепел. Только по счастливой случайности Натальи в этот момент там не не было [1].
А дальше был Сталинград. Сталинградская битва от начала до конца прошла перед ее объективом.
Она фиксировала самые разные моменты - от героических, до комичных и даже смешных. Ведь съеденные лошадьми трофейные валенки из соломы и правда остроумное решение - зачем добру пропадать.
За участие в Сталинградской битве Наталья Боде была награждена медалями «За отвагу», и «За оборону Сталинграда».
«Тов. Боде проявила себя бесстрашным, мужественным бойцом. Неоднократно попадала под артиллерийский и минометный огонь противника, при этом сохраняла самообладание... В период сталинградских боев рисковала жизнью, но задания редакции выполняла с честью, давая в газету высококачественные фото, популяризировала героев фронта, показывала ход боев, разгром вражеских войск...»
Да, пленных Наталья тоже неоднократно снимала. Но нет в этих снимках ненависти. Есть только чувство высшей справедливости. И глядя на них, невольно вспоминаются строки Михаила Светлова:
Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!
Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах…
Их не звали сюда, они пришли завоевателями...
И многие нашли тут свой конец -"Чтобы крест из ларца из фамильного, дорастал до размеров могильного..."
Горечь потерь и счастье побед над врагом, тоска по родным, по детям, оставленным дома, и радость в глазах освобожденных жителей - все это невероятно точно отражено в фотографиях Боде.
На многих фотографиях Наталии вместе с солдатами дети. Это не удивительно - она не могла не думать о своем сыне. Наверняка так же думали о своих семьях эти солдаты с фотоснимков. Не все они вернутся домой, не все встретятся с родными, но воюют они за их жизнь.
Не будет преувеличением сказать, что самой известной фотографией Натальи Боде стала первая фотография подбитого танка "Тигр" (тоже в некоторой мере везение). О ней много раз и много где написано, так что повторю по возможности кратко.
Немецкие "Тигры" было действительно очень трудно подбить, но непробиваемых танков не бывает.
Уже 7 июля 1943 года на северном фасе Курской дуги, на участке Центрального фронта генерала Рокоссовского, в развернувшемся ожесточенном сражении у железнодорожной станции Поныри был подбит первый «Тигр»! На следующий день гитлеровцы потеряли еще пять. 9 июля статья «Тигры» горят» вышла и в «Известиях». Но это был только текст, фотографий подбитых бронированных чудовищ на страницах газет не было,. Начальник политуправления Центрального фронта генерал–майор Сергей Галаджев, понимая цену фотоснимков поверженных «Тигров», особенно для бойцов, которым еще предстояло сразиться с «неуязвимым» противником, приказал во что бы то ни стало организовать стратегически важную «фотосессию». [1]
Так сложилось, что за это поручение взялась Наталья и с честью его выполнила.
Вот так вспоминал об этом Лазарь Бронтман (псевдоним - Лев Огнев), журналист и коллега Натальи, бывший во время войны зам. зав. военным отделом газеты "Правда":
Я стоял с командиром дивизии на наблюдательном пункте. Впереди нас, в километре, на бугре, в нейтральной зоне, горели немецкие танки. Там и сям виднелись частые разрывы мин: гитлеровцы густо поливали из минометов всю площадь нейтральной зоны, чтобы помешать советским бойцам подорвать подбитые машины. И вдруг мы увидели, как из наших передовых окопов метнулись две фигурки и скрылись во ржи. Прошло полчаса, час. И вот перед нами появилась Наташа в сопровождении автоматчика. Ее синий комбинезон был изодран в клочья, локти и колени в крови — все расстояние до танков она преодолевала ползком.
— Есть первый снимок «тигра»! — торжествовала она. Потом лицо ее приняло брезгливое выражение, и она тихо добавила:
— Как противно переползать через мертвых немцев…» '[2].
(К большому сожалению, именно того знаменитого снимка с подтверждением авторства Натальи Боде мне найти не удалось, если читатель смогут дать ссылку, буду очень признательна).
В августе 1943 за участие в битве на Курской дуге старший лейтенант Наталья Федоровна Боде была награждена орденом «Красной Звезды»
Обратите внимание - несмотря на весь ужас войны, на многих фото на лицах улыбки. И это жизнь...
И отдых после боя - тоже жизнь... Совсем как у Твардовского:
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Я не нашла, в какой момент и где сделано это фото (если кто-то сумеет подсказать, буду признательна) , но , согласитесь, людей которые умеют так смеяться в перерыве между боями, победить невозможно.
И сама Наталья, несмотря на все ужасы войны, судя по фото, не разучилась улыбаться.
И конечно же она снимала женщин - вот они, скромные героини той войны.
Чем ближе к Победе, тем радостнее улыбки. А как же иначе? Враг разбит и скоро домой.
Наверняка многие спросят - а что стало с сыном Натальи. Привожу отрывок из воспоминаний коллеги Наташи, уже упоминавшегося ранее Лазаря Бронтмана:
Вместе с наступающими войсками я вошел в освобожденный Киев. Вспомнив тревогу Наташи, я решил отыскать ее семью. Но дом, где она когда-то жила, был сожжен. Соседи рассказали мне, что родители Боде еще полтора года назад куда-то уехали, и о судьбе их ничего не известно. Что делать — много таких трагедий узнал я в те дни в Киеве. Наташа находилась тогда на другом участке фронта, под Гомелем, и я решил не огорчать ее.
На третий или четвертый день пребывания в Киеве я зашел к председателю горсовета — узнать о ходе восстановления взорванного немцами водопровода. В приемной мне на шею бросилась какая-то незнакомая женщина. Это была Наташа, но в каком виде! Элегантное шелковое платье, модные туфли, кокетливая шляпка — все это делало старшего лейтенанта совершенно неузнаваемой. Лишь орден Красной Звезды, да две медали напоминали о военном человеке.
— Нашла! Нашла! — кричала она мне, обращая на себя общее внимание посетителей. — Все живы, и Шурик прелестен. Пойдем к нам!
Шурик и впрямь был прекрасен. Живой, развитой, очень ласковый ребенок. Тяжело достались родителям Наташи эти два с лишним года. Мать продала все ценные вещи, всю обстановку, все, что было накоплено и приобретено за десятки лет, но выходила внучка. Да еще сохранила чемодан с любимыми нарядами дочери и даже флакон ее любимых духов
***
Ночевали у родителей Наташи Боде. Встретили очень тепло, но ночевать было холодно. Ужинали. Маленький Шурик (четыре года) совершенно серьезно сказал:
— Я очень люблю наш советский хлеб.
Очень показательно, чем жила семья при немцах. Обычно тут говорят: ваши, советские, красные, а тут пацан: «наш советский».
Когда прощались, он прильнул ко мне:
— Дядя, не уезжайте на фронт, я вас очень люблю [5].
Наталье повезло и еще раз - на войне она встретила свою своего второго мужа, тоже военного корреспондента, а в мирной жизни известного поэта Евгения Долматовского - еще до войны вся страна знала песню на его стихи "В далекий край товарищ улетает". Они работали в одной газете, которая вместе с типографией размещалась в специальном поезде. Это была очень красивая и талантливая пара (но это уже другая история, и я надеюсь её рассказать в следующем очерке, она того заслуживает).
Война закончилась. Дальше была мирная жизнь.
Рассказывает их с Евгением дочь Наталья, названная так в честь матери:
О войне она вспоминать не любила. Фильмов военных не смотрела, на встречи с пионерами в школы, не ходила, фотографии свои после нескольких коллективных выставок, не показывала. На все уговоры своих коллег и друзей — Тимофея Мельника, Якова Рюмкина, Евгения Халдея — дать свои работы на выставки, отвечала отказом. А потом и вовсе сложила все свои фотографии и негативы в большую картонную коробку и спрятала. Мы с сыном только через сорок лет ее обнаружили
Об этом же говорит и внук Натальи, Василий:
«Бабушка старалась не вспоминать войну и достаточно мало об этом говорила. Ей было очень тяжело. Она прошла всю войну, видела Майданек, сотни убитых. Архив ее фотографий действительно огромный. Много лет никто к нему не притрагивался. Когда его разобрали, то выяснилось, что часть фотографий утрачена, испорчены, не подлежат реконструкции и печати».
На вопрос - общалась ли Наталья с теми, кого снимала на войне ее дочь ответила следующее:
— С теми, кого снимала на фронте, переписывалась. У мамы было правило: брать у бойца, которого фотографировала, домашний адрес. Она обязательно отправляла по этому адресу отпечаток для родных. Только вот самого бойца иногда уже в это время не было в живых. Ну, а насчет архива — так.
Во-первых, отец вообще не хотел, чтобы мама работала, а во-вторых, мама очень хотела забыть о войне.
Мне сказала однажды, что когда увидела лагерь Майданек, куда журналисты попали сразу после его освобождения, после этого неделю не могла есть, словно ком в горле застрял. Видимо, эти воспоминания были невыносимо тяжелы.
Недавно я нашла мамину шинель, спрятанную в самый дальний угол на даче. Я иногда думаю, как могла она, такая женственная, выдержать условия фронтовой жизни? Как решилась оставить кроху сына? Мама на фронте закурила-то впервые в тот день, когда узнала, что фашисты взяли Киев, где осталась семья.[4]
В 1966 году на Мосфильме вышел художественный фильм по книге Леонида Первомайского "Дикий мёд". Прототипом главной героини - военного фотокорреспондента Варвары Княжич - является Наталия.
Умерла Наталья Федоровна в 1996 году в возрасте 82 лет.
А "Ласковая песня", написанная Наташе - вот она:
Спасибо за внимание, с уважением, @maksina
При подготовке публикации использовались следующий материалы:
2. Наталья Боде: война глазами женщины