Найти в Дзене
Спасибо за внимание

Кошка и аисты на одной крыше

Москва

МТЮЗ

Кошка на раскаленной крыше

Режиссёр Кама Гинкас

Пространство Сергея Бархина

Мы живем в очень интересное время – премьера спектакля состоялась два года назад, но все еще можно попасть на премьеру…

Кошка и аисты на одной крыше
Кошка и аисты на одной крыше

Интересным оказалось мое впечатление от спектакля – простым, прямолинейным, однозначным: пьесу Т.Уильямса "Кошка на раскаленной крыше" о любви и фальши смотреть было не интересно, слишком явным оказался бриз этой самой фальши, дующий со сцены в зрительный зал.

После спектакля я сделала то, что никогда обычно не делаю: прочитала рецензии, размещенные на сайте и, отыскав созвучные, решила их процитировать, ибо заряда вдохновения для собственного отзыва не получила.
Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Начну с пространства, которое зритель наблюдает переступив порог зрительного зала.

«Художник Сергей Бархин «увидел» этот дом точно сквозь призму угловатых абстракций в духе Родченко – медным блеском мерцает южноамериканская очень близкая к Земле Луна, углом впиваются в комнату дверцы душевой, изголовье огромной кровати плавно переходит в крест. Рядом с огромным супружеским ложем (оно же – смертный одр) валяется уютный матрасик – протест против супружеского долга. В этом доме все комнаты – проходные, удобные для слежки друг за другом, но не для того, чтобы закрыть дверь и побыть самим собой. В этом доме всегда надо быть начеку, играть, «сохранять лицо». А над головами ощетинилась шипами «раскаленная» крыша – на шипах виснет все тряпье, что раскидывают хозяева, а молодой мизантроп Брик карабкается по ним, как по альпинистским крюкам, точно пытаясь сбежать ото всех.» (Ольга Фукс)

Фото моё.
Фото моё.

А вот и сюжет абсолютно доходчиво описанный Дарьей Семеновой ( если вы смотрели одноименный голливудский фильм Ричарда Брукса 1958 г, то будете точно в теме ):

Голливуд, 1958 г., режиссёр Ричардс Брукс
Голливуд, 1958 г., режиссёр Ричардс Брукс

«На 65-летний юбилей Папы Поллитта (Валерий Баринов), у которого врачи нашли неоперабельный рак, прибывают домочадцы: многодетный папаша Гупер (Дмитрий Супонин) с суматошной и льстивой супругой Мэй (Алена Стебунова) и младший Брик (Андрей Максимов) с женой Мэгги (София Сливина) – нелюбимой умницей и красавицей. Пристрастившийся к алкоголю юноша, надежда пролетарски прямого отца, не желающего отвергнуть заблудшее чадо, игнорирует спор за наследство, ведущийся его родственниками. Роскошная Мэгги ввязывается в борьбу, пытаясь вместе с необъятными акрами земли вернуть любовь мужа, чьи гомосексуальные недоказанные наклонности терзают ее и его родителей, но радуют семейство брата. Ситуация усугубляется всесторонней ложью: даже неизлечимость болезни скрывается от главы семьи, что уж говорить о тайнах, хранимых в душах лишь формально близких людей?»

Пол Ньюмен, Голливуд, 1958г, режиссер Ричард Брукс
Пол Ньюмен, Голливуд, 1958г, режиссер Ричард Брукс

Травмированного Брика, младшего сына Па, бывшего спортсмена, неудавшегося комментатора, сломавшего ногу на стадионе колледжа, прыгая после алкогольных возлияний через барьер, авторы статей воспринимают по-разному:

«Он молчаливый, апатичный, будто бескостный. Сомнамбулическим взглядом смотрит на свою сломанную щиколотку, и этот незрячий взгляд будто останавливает время. Грубый обезлюбленный мир трепещет, как газовое крылышко бабочки. Переползая со стула на стул, от глотка к глотку Брик лениво выговаривает слова, не отвлекаясь от собственного горя. Он потерял самого близкого человека и корил за это и его самого, и жену, и себя, и устои общества, и снова жену, и снова себя» (Зоя Бороздинова)

«Брик (Brick) — имя говорящее: Па и Ма, оптимисты, победители жизни, назвали сына Кирпичом. Но Кирпич из него никакой… или расколотый ладонью судьбы по слабой точке. Питер Пэн с мягкой улыбкой жжет судьбу, карьеру, семью, виды на огромное наследство — так просто. Как подросток-прогульщик — мусор в уличной урне. Под звон пустых бутылок под фамильным ложем.»

Позволю не согласиться с Еленой Дьяковой, что Брик Андрея Максимова очень органичен и мальчишески обаятелен.

 Взгляд же Дарьи Семеновой на актерские работы оказался идентичным моему:

Фото с сайта театра. София Сливина и Андрей Максимов
Фото с сайта театра. София Сливина и Андрей Максимов

«Игра Софии Сливиной выглядит несколько резкой, а Андрея Максимова – монотонной и невнятной, и обоим не хватает психологической убедительности и нюансировки, так что мотивацию их персонажей трудно понять. Их герои – просто незрелые молодые люди, не знающие, куда себя деть, но имеющие достаточно средств, чтобы не заботиться на этот счет. В них не ощущается внутренней драмы, а без этого теряется смысл тонкой напряженной пьесы Теннеси Уильямса.»

Да, жизнь сложнее чем футбольный матч!!!

О замечательной исполненной роли Па Валерием Бариновым написали почти все авторы. Видно мне просто в этот вечер не повезло.

Фото с сайта театра. Валерий Баринов и Андрей Максимов
Фото с сайта театра. Валерий Баринов и Андрей Максимов

Самой интересной из всех оказалась роль Мамы в исполнении з.а.РФ Виктории Верберг. Она была предельно искренней, правдивой и безупречной. Этот "духовный центр постановки" прекрасно прочувствовала Дарья Семенова:

Фото из сети
Фото из сети

« Мама, действительно, кажется недалекой и грубой, объясняющей любой семейный разлад проблемами в постели («Ты бездетна, а мой сын пьет!» – выговаривает она Мэгги, бездумно находя причинно-следственную связь в двух разнородных явлениях). Но именно эта суетливая женщина способна на жертву, на трудное решение, на терпеливое служение Семье – одна из всех, таких умных и образованных. Духовная высота, на которую героиня поднимается в финале, примиряет зрителя с этим душным тесным мирком, где в нечистоте и чаду мечутся обезумевшие люди, не понимающие, что их жалкие желания мало отличают их от животных, тогда как человеческие потребности несоизмеримо глубже.

Духовным центром постановки парадоксально становится мама – унижаемая, нелюбимая, неудачливая как женщина и как мать и все-таки самая сильная и стойкая, способная зажать сердце железной рукой и делать то, что должно.»

Зритель вокруг меня присутствовал весьма благодарный и отзывчивый. Позади на переодевания и раздевания Мэгги реагировали междометьями: «Ух ты!»,
Фото с сайта театра. София Сливина и Андрей Максимов
Фото с сайта театра. София Сливина и Андрей Максимов

а слева от меня во втором действии чуть слышным шепотом прозвучало: «Ну, затянуто». Я мысленно кивнула головой. Не на одном дыхании, но добрались до финала.

«Финал трехчасового спектакля, в котором все любят не тех, и никто не любит никого, оказывается неожиданно светлым и открытым. «Я люблю тебя!», – снова говорит героиня, та самая кошка, которая не чует под собой земли (или крыши с деревянными «зазубринами» Сергея Бархина), и окончательно запутавшийся, не понимающий ради чего и как жить дальше алкоголик-муж, вдруг отвечает ей: «Забавно, если это правда…» - (Ника Пархомовская)

Я смотрела на зазубрины-шипы:

-Чего добиваются кошки на раскаленной крыше?

-Удерживаются!

Фото из сети.
Фото из сети.

Видео с поклона здесь

Спасибо за внимание!!

И.Т.

#театры и балет #театры москвы #пулитцеровская премия #досуг в москве #премьеры