В 1962 году вышел психологический триллер "Что случилось с Бэби Джейн?", положивший начало жанру "hagsplotation" - множество последователей подхватили не только фишку, но и замысловатую структуру названия с использованием оборота "Что случилось с...?".
Суть hagsplotation была в том, что сошедшие с дистанции в борьбе за Оскар и роли в большом кино и вышедшие на пенсию актрисы преклонного возраста начали активно сниматься в низкобюджетных фильмах жанра хоррор. И если "Бэби Джейн", в котором главные роли получили вчерашние примы и конкурентки Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд, был достойнейшей картиной, которую присутствие звёзд лишь украсило, а заодно - помогло вывести конфликт на осязаемый уровень (актрисы, в какой-то мере, играли самих себя - постаревших актрис), то впоследствии "заезды на пенсии" приглашались, чтобы сделать рекламу картине, зачастую не самой удачной.
Hagsplotation жив и до сих пор, но вот какое отношение он имеет к новому сериалу SyFy о зловещей кукле-убийце, наводившей страх на детей 90-х?
Да дело в том, что новый сериал, на первый взгляд, пользуется примерно тем же приемом - выписывает из бессрочного пенсионного отпуска куклу Good Guy с рыжими волосами и пытается за этот счёт создать новую культурную веху многосерийного толка. Насколько хорошо Чаки прижился к современным стандартам хоррора, и пытался ли кто-то следовать этим стандартам - в этом и попробуем разобраться.
Нет отдыха "хорошему парню"
Надо сказать, кукле по имени Чаки, одной простой кукле из линейки "Хороших парней" (так было указано на упаковке), которой не посчастливилось контейнировать в себя необузданный дух злодея и убийцы до того, как её сняли с полки и отнесли на кассу, не очень везёт с отдыхом - семилетний перерыв между тремя оригинальными "Детскими играми" и "Невестой Чаки" и "Потомством Чаки", в которых Чак обзаводится семьей, и ещё девять лет в запасе, после которых за режиссуру взялся сам автор идеи Дон Манчини.
Манчини явно считает, что изобрел одну из лучших хоррор-концепций, и с ним сложно не согласиться - "Детские игры" по его сценарию был одни из самых жутких слэшеров 90-х, стоявшим особняком от прочих игроков этого поля.
Объяснение тому самое простое - сама мысль, что игрушка, с которой ты отправляешься в ванную и в кровать, которую усаживаешь с собой за стол и катаешь на велике, может ожить, и не как в случае с ковбоем Вуди, а оказаться носителем злых сил, от этой мысли бегут мурашки. И детишки 90-х, однозначно, начали побаиваться своих игрушек после просмотра фильма на VHS. С Чаки не надо ехать в лагерь "Хрустальное озеро", попадать в заброшенную экспериментальную лечебницу или идти на подростковую вечеринку. Он уже с тобой.
Тем не менее, режиссерские работы Манчини "Проклятие Чаки" и, особенно, "Культ Чаки" оставляют желать лучшего - если первый фильм ещё несёт какой-то заряд, то второй показывает, что тема исчерпала себя. Но одно с этой зловещей куклой оставалось неизменно - фанаты всегда ждали выхода новой части, как манны небесной.
Манна в городе Хакенсак
Вот и в этом случае вышло также. Когда канал SyFy объявил о старте многосерийного проекта о кукле Чаки, фанаты жанра замерли в ожидании, и все будто сделали вид, что ждут с конца 80-х, с того самого момента, когда в финале второго фильма Чаки отправили в небытие на игрушечной фабрике.
На самом деле, если бы всё так и было, и если бы новый сериал был просто проектом во вселенной "Детской игры" с абсолютно самостоятельныи сюжетом, всё могло бы выйти куда лучше. И, уверен, большинство зрителей именно так проект и воспринимают. Но всё не так.
Плакаты и трейлеры обещали зрителям заманчивое возвращение идеолога Дона Манчини и актера озвучки Брэда Дурифа - мол, забываем неудачный перезапуск "Детских игр" 2019 года и возвращаемся к истокам, рассказывая совершенно новую историю о Чаки для нового поколения.
Вот только на поверку оказывается, что никакой новой истории нет, и участие Манчини в проекте означает, что мы увидим продолжение истории "Культ Чаки", в которой маэстро обещал выдать нечто запредельного для хоррора уровня, а получилось...что получилось.
История нового сериала начинается с гаражной распродажи в городке Хакенсак, на которой обязательный гик Джейк с "страннодельной" фамилией Уиллер приобретает себе ту самую куклу с рыжими волосами, которая оказывается тем самым Чаки.
Для нового поколения
Да, новое поколение в сериале присутствует - подростки в сериале с явными признаками акселерации, которая, конечно, проявляется, в первую очередь, в вопросе их гендерного самоопределения. Мы не будем обсуждать это в рамках данной статьи, скажу лишь, что этой темы здесь едва ли не столько же, как в новом ремейке "Я знаю, что вы сделали прошлым летом".
В остальном - это обычные подростки с привычным распределением ролей - тут есть аутсайдер, он же гик, и это счастливый обладатель куклы Джейк, есть его богатый кузен Джуниор, на первый взгляд, отличник и чемпион, по факту - ущемленный отцом парень, есть дочь мэра с полным спектром проблем в поведении по имени Лекси. Есть ещё не менее гиковый парень Дэйвон, который записывает подкасты и явно напрашивается в друзья Джейку изначально, и не совсем ясно, что именно мешает этой дружбе.
На основании этих вводных данных сюжет легко угадывается - Джейк, фанатеющий от кукол, получает в распоряжение Чаки, тот чересчур близко к сердцу принимает конфликт Джейка с отцом, который разрушает кукольную DIY статую Джейка, Чаки убивает отца, Джейка берёт на попечение брат отца, от чего страдает Джуниор, а его подруга Лекси жёстко травит Джейка и становится для Чаки целью номер один. Теперь Джейк, переживающий тяжёлые времена, мечется между желанием отомстить Лекси, к чему его подстрекает Чаки и тягой разобраться с самим Чаки, который начинает серию жестоких убийств, в которых Джейк оказывается подозреваемым.
Да, конечно, новому поколению - новые игрушки, так что травля Джейка тут не обходится без буллинга в соцсетях.
Само собой, из ребят, в итоге, собирается классическая команда лузеров, которые пытаются справиться с жестокой куклой, страдая от того, что никто из взрослых - понятное дело - им не верит.
Мастерство кукольное и актерское
Одним из продюсеров сериала значится многоуважаемый Ник Антоска, а это значит, что над жуткой куклой и прочими handmade эффектами потрудилась отличная команда, учитывая внимание Антоски к таким вещам, продемонстрированное в его "Нулевом канале".
Прекрасная новость в том, что авторы сериала решили вернуться к классическому аниматронику, отказавшись от использования CGI-графики, которой Чаки оживляли в последних двух фильмах Манчини. И кукла удалась на славу, этого не отнять. Жаль только, что Антоске не поручили проект целиком - возможно, тогда мы увидели бы сериал совсем другого уровня.
Что до актерской игры - всё более-менее ровно. Если честно, главный герой, а вернее его реакции и эмоции порой кажутся чересчур однотипными и вызывают недоумение. Впрочем, это можно списать на замкнутость Джейка и огромный стресс, который ему пришлось пережить.
Как и возвращение Манчини и Дурифа, для фанатов серии подарком стало присутствие в сериале Дженнифер Тилли в роли давней возлюбленной Чаки Тиффани, Фионы Дуриф в роли Ники, в которую вселился Чаки, а вернее его часть, и Алекса Винсента, того самого, который исполнил роль мальчика Энди в оригинале, и который здесь играет взрослого Энди.
История Чарльза Ли Рэя
Самый ценный дар сериала - параллельно с основными событиями разворачивающаяся история Чарльза Ли Рэя, того самого психопата, чей дух вселился в Чаки - получился ложкой, поданной не к обеду, а той, которой неприятно заехали в лоб.
С самого начала поданная хронологически история Чарльза с самого детства выглядит очень странно и черезмерно трэшово. Стилизованные под старое кино (зачем?)кадры из детского приюта смотрятся, как не вполне уместная пародия. О мотивациях и прочих подобных вещах здесь и речи не идёт - только доядерный трэш с картонными приставными диалогами и сомнительными визуализациями, и ничего больше.
Дальнейшие кадры из ретроспективы деяний Ли Рэя созданы для тех, кто пропустил чудеса сторителлинга от Дона Манчини в двух последних полнометражках, и вызывают эти сцены из жизни Тиффани и Ники, одержимой духом Ли Рэя, по большей части, оторопь. Особенно этому способствуют сцены, в которых Фиона Дуриф отыгрывает Чарльза в молодые годы, нацепив широченные шаровары и пиджак - всё это тоже выглядит пародийно, но к чему здесь пародия на нечто среднее между Тони Клифтоном и Томми Вайсо... Сцены быта Тифф и Ники, особенно сцена пыток некоего юноши, привязанного к стулу, вызывает только омерзение и эстетический шок со знаком минус.
Подъехали в сериал в поисках Чаки и повзрослевший Энди Барклай со сводной сестрой Кайл, при чём роль Энди исполнил актер оригинального каста. Сцена с допросом семьи и аннигиляцией куклы этими персонажами, вероятно, должна была привнести в сериал интересных оборотов,но на деле выглядит всё это странно и неуместно, как и кадры воспоминаний о пытках головы Чаки.
Тот, чьё имя нельзя произносить
В итоге, вся эта заварушка заканчивается в бывшем обиталище Чарльза, где сталкиваются юные герои из Хакенсака и старые знакомые из предыдущих частей. В то же время сам Чаки, а вернее одна из частей Ли Рэя, вселившаяся в куклу, находит наиболее лабильного подростка, которого убеждает совершить злодеяние - и тут авторы демонстрируют нам занятную находку и заодно намекают на продолжение.
Занятая находка выросла из той самой идеи Манчини, которую он преподносил, как нечто революционное, и которая здорово напоминает механику крестражей из "Гарри Поттера". При всей вторичности, идея интересная, и финал за счёт этого смотрится неплохо, но одного этого мало, чтобы вытянуть весь сериал.
Итак, если вы фанатеете от всех-всех фильмов о кукле Чаки и с нетерпением ждали продолжения истории Манчини о похождениях расщепленного злодейского духа, или если вы горите желанием, посмотрев сериал, узнать максимум об истории Ли Рэя, заодно восхитившись крепким актерским, почти семейным подрядом, уже много лет разыгрывающем на экране фантазии Манчини, то сериал для вас. Конечно, подобная преданность актеров вселенной "Детских игр" удивляет, и некоторая доля мета-шутки, которая идёт к лицу жанру черной комедии, в этом есть.
Если же вы ждали возвращения Чаки в совсем другой истории, нового сюжета, который мог бы потягаться в интриге и запутанности с современными топовыми хоррор-шоу, если вы хотели новой вехи в жанре ужасов со знакомым кукольным лицом, этого здесь не будет. Стоит понимать, что это всё ещё трэш, а также стоит понимать (особенно это стоило понимать авторам), что прилаживание подобного трэша к современному глянцевому сериалу будет выглядеть странно - отсюда и диссонанс от сцен флэшбеков. В конце концов, есть канонический трэш, например, новый сезон "Калейдоскопа ужасов", там сразу знаешь, на что настраиваться. При этом, тот же Мерфи в своей "Американской истории ужасов" вполне органично вписывал трэш-элементы в высококачественный сериал. Тут сложно сказать, что это получилось.