Пишет Кошка В Сапогах
«Благотворители – не святые. Это просто те люди, которые любят мир немного больше, чем другие. А так они простые смертные», – это слова врача-тропиколога Виктории Валиковой, организатора проекта Health & Help — «Строительство клиники на краю земли».
В прошлый раз Виктория рассказала о нем в интервью «Земля сострадания» (читайте его в прошлых выпусках нашего канала от 5 и 12 января 2022 года), а также поведала о трудностях и невероятных приключениях, которые довелось пережить ей и другим участникам проекта в Гватемале – непростой и очень бедной экзотической стране.
Теперь мы предлагаем вашему вниманию ее рассказ о клинике и зарисовки о людях Гватемалы, почерпнутые из дневника Виктории.
Я улетела в Гватемалу для подготовки места и работы с официальными структурами в феврале 2016 года. Несмотря ни на что, мы двигались вперед, работали каждый день, не получая зарплаты, для того, чтобы клиника распахнула свои двери для тысяч нуждающихся.
Гватемала – удивительная страна, но завораживает она не количеством вулканов на квадратный километр и даже не древнейшей историей народов майя, а тем, какие тут люди.
Гватемала не похожа на другие страны третьего мира. Местные жители все время стараются вывести свою жизнь на другой уровень. Они самостоятельно борются с коррупцией, укрепляют экономику, занимаются бизнесом, стараются всячески развивать свою страну и всегда улыбаются. Да, здесь не хватает школ и знаний о банальных повседневных вещах, понятных каждому россиянину. Да, в Гватемале много проблем. Но этим людям стоит помогать.
Открыв клинику, мы поняли, что меньшее, что мы можем предложить – квалифицированную медицинскую помощь. Потому что надо работать не с симптомами, а с причинами тех проблем, которые мы видим каждый день. Мы проводим лекции и учим местных жителей простым и необходимым навыкам: будь то умение надевать презерватив или мыть руки после сортира. Мы искренне верим, что маленькими шагами делаются большие дела. Поэтому мы не останавливаемся.
Из дневника Виктории Валиковой: «Каждое утро я пишу письма в сотни фондов. А после обеда - встречаюсь с ними. Гватемала-сити – большой страшный город. Город, в котором можно заблудиться. Можно умереть, и умереть очень быстро. Особенно, если ты белая. Я езжу на склады в первой зоне. Там – донации. Там шоколадное молоко для наших деревенских детишек. Там инсулин для моих диабетиков. Там, под метровыми слоями мертвой пыли стоят шкафы и газетные столики, которые мы заберем и починим. Починим и сложим в них медицинские карты, бинты и зеленку».
Нам пришлось два раза менять место строительства. Стройка длилась не 4,5 месяца, как планировалось, а 6,5 месяцев – повлияли погодные условия и смена сезонов (местные жители, которые строили клинику, уходили то собирать урожай, то сажать заново). С местной властью мы лучшие друзья, помогаем друг другу как можем.
Из дневника Виктории Валиковой: «В нашей клинике мы продолжаем отделочные работы: красим внутренние стены, лакируем полы, делаем водостоки с кровли. На кухне отлили столешницу из бетона и отделали ее битой плиткой, которую нам бесплатно подарили. Сформировали пространство внутреннего двора: взяли чернозем, булыжники из реки, и сделали холм. Здание стоит на скале, а для плодовых деревьев (мы купили цитрусовые) необходимо минимум 80 сантиметров плодородного слоя. Строительство клиники подходит к концу. Прошло семь месяцев с того момента, как мы начали работы на выделенном нам кусочке земли рядом с деревенской школой. И вот, остаются считанные недели до официального открытия!»
У нас получилось все и даже больше! Мы успешно завершили краудфандинг в России, сделали еще один в США, построили клинику и стабилизировали ее работу. То, что многие организации делают 10 лет, мы сделали за год. Волонтеры стоят в очереди, чтобы приехать к нам работать, расписание забито до конца этого года, мы нашли куратора для клиники (его зовут Маничан Ратс – он будет работать с Health&Help 9 месяцев в году). Мы очень счастливы, что пациенты доверяют нам: у нас до 40 посещений в день, мы стали центром номер один по лечению инсулинозависимого диабета в нашем районе.
Из дневника Виктории Валиковой: У нас есть пациент, Дон Хуан, а между собой мы его называем Сеньор Помидор, потому что когда у него болит голова, он привязывает себе к затылку разрезанный на две части томат. Это ему вроде как охлаждает голову и боль снимает.
Кроме головы у него болит сердце, руки ноги и все остальное.
Последний раз он пришел к нам, потому что он рубил кукурузу и упал, покатился - поле у него в очень неудачном месте, наклонное; он ударился спиной и ногами об камни.
Ребятки раны обработали, забинтовали и стали думать, что же делать с его основными заболеваниями: ревматоидный артрит, сердечная недостаточность и гастрит. Мучились, подбирали терапию. Подобрали. Пришли домой навестить через 4 дня – сидит наш Сеньор Помидор, довольный: «У меня 25 лет все тело болело. А теперь прошло». Наши врачи хорошие, они любят людей.Конец формы
Недавно мы приняли наши первые роды. Родилась здоровая девочка весом 5,6 фунтов. Как назовут, еще не знаем – роды принимали я, Виктория Валикова, и врач Марго Третьякова, помогала – Карина Башарова. Так что могут назвать в честь нас, аж тремя именами. Так принято.
Из дневника Виктории Валиковой: «Родиться девочкой в Гватемале – это почти приговор. С самого раннего детства ты видишь, как твоя мать стирает чужую одежду за гроши своими шершавыми руками, готовит на открытом огне, когда ее глаза уже практически ничего не видят из-за дыма, и рожает двенадцатого ребенка в тридцать с небольшим лет. Твоя мать не может прочесть слово на упаковке от таблеток, потому что не ходила в школу; сосчитать, сколько тебе лет и даже вспомнить, как тебя зовут - потому что детей слишком много, а она одна.
Тяжело быть беременной пятнадцатилетней девушкой и противостоять огромному напору со стороны патриархального религиозного общества. Сложно быть женщиной и пытаться что-то изменить в мире, где правят сексисты. Страшно родиться девочкой и думать, что тебя ждет то же самое».
Окончание читайте в выпуске нашего канала от 26.01.2022