Всем привет! С вами Дядя Джек!
Помните я тут рассказывал, про человека, что любитель коллекционировать прототипы?
Ну он там дедушка внука моего хорошего приятеля.
Так вот его тут ко мне в гости занесло.
И как-то мы с ним так разговорились про то, про это. Про Инну Кэшбек, про Нину. Ну это он машину на Новый Год обновить планирует.
И вот слово за слово, дошли и до звучания техники. И он так увлекся с описанием, что мне пришлось включать Шурика из Кавказской Пленницы и просить "Помедленнее пожалуйста, я записываю".
В общем того, что он мне порассказал - там статей на 5. Я буду потихоньку приводить в порядок рассказ, и публиковать. С его разрешения.
***
Итак сегодня у нас обзор звучания усилителей первого класса выпущенный в СССР. Описания все записаны с его слов. В живую я половины усилителей и не видел никогда. Но он судя по всему пощупал их все.
Я только фотки нашел некоторых аппаратов. А некоторых, про которые он рассказывал, я так и не нашел.
1. Электрон-104-стерео
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/elektron104s.html
Звук у усилителя с германиевым окрасом.
У него глубокий ухающий тяжелый бас.
Слегка выпуклая середина, с упругой воздушностью.
И активный верх переливающийся шуршащими гармониками.
При этом звук слегка замедлен в басу, и у него формируется наоборот ускоренность на верху. Это не очень гармоничное сочетание. Но звук интересный.
2.Романтика 15У-120С
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/romantika50u120s.html
А это как я понял весьма уникальный усилитель.
Суть в том, что у него настолько плавно возрастают искажения, что он при 15 Ваттах на выходе укладывается в нормы первого класса. Но если нужно помощнее, то на 50 Ваттах он все еще укладывается в нормы, правда уже для второго класса.
Хотя может это я чего и не понял.
На звук у него глубокий, но в то же время поверхностно-плоский бас.
На мое удивление как такое может быть, последовал ответ.
Суть в том, что глубину делает резонансная гармоника на 50 Гц. Но эта частота монотонная, и поэтому по началу кажется, что звучит он глубоко, а потом приедается и становится однотипно и плоско.
Та же проблема и с верхами. Шуршат они хорошо, но на одной ноте. Как итог тоже слух эту повторяемость славливает, и тоже реагирует по-своему.
Середина при этом вроде как ровная.
3. Амфитон У-101-1С
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/amfiton_u101_1.html
А здесь бас пружиняще глубокий. У него более выраженная атака.
Ровная середина.
А вот верх смазанный. Ему не хватило детальности. Много лишнего гармоники нашипывают.
4. Вега У-120-стерео
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/wega10u120s.html
А вот здесь напрасно технику ругают. Не заслуженно. С его слов.
На фоне всех более ранних усилителей, здесь прозрачный бас, чистый верх с минимумом лишних гармоник. И вот разве, что чуть чуть торчит верхняя середина.
Она-то и портит ощущение от звука. Но ее нужно просто эквалайзером чуть-чуть прибрать.
5. Микрон 10РУ-101С
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/mikron_tus.html
А это усилитель малыш. Он реально имеет размеры как у современных аппаратов в классе Д.
При этом звук у него с напористым глубоким басом.
Но со смазанным верхом. Дядечка сказал, что он под цифру разрабатывался изначально. А потому с верхами никто не парился.
Но характерных проблем для класса д со средними частотами у него нет. Звучат они как у типичного АБ.
Хотя какова там на самом деле внутри схемотехника он сказал, что не помнит.
6. Радиотехника У-7111 стерео
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/radiotehnika_u7111.html
А здесь упругий бас, просто ровный, в меру прозрачный и упругий.
При этом чуть смягченная серединка, и рассыпчатый детальный верх.
7. Вега 25У-122С
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/wega25u122.html
У этого усилителя хитрая схемотехника.
Называется класс ААА. Ну или точнее класс Н.
Суть его в том, что усилитель работает на всю мощность не всегда. Но при этом частично приоткрытые транзисторы греются.
И греются тем сильнее, чем выше питание на них.
И вот если взять да и понизить питание, но при этом оперативно его переключать на более высокое, при росте амплитуды сигнала, то можно получить приличную мощность, компактные габариты за счет меньших размеров радиаторов, и хороший звук.
В некоторых решениях даже класс А сообразить, с такой коммутацией питания выходных каскадов.
Но в данном усилителе не все гладко. Возникли проблемы, которые вроде бы и пытались устранить, да что-то не до конца.
Как итог бас здесь плоский, середина как у 120й Веги слегка ярчит. А верх какой-то стеклянный, сухой и звенящий.
Вроде как проблема со второй гармоникой. Она вдруг резко пропадает на частотах выше 8 КГц. Что приводит к сильному изменению окраса, который воспринимается, как сухость звучания высоких частот.
Я дополнительно спросил про то как же должны себя вести гармоники. И он сказал, что равномерно. С ними тоже не должно быть резких перепадов.
8. Амфитон 75У-101С
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/lorta75u101s.html
А вот здесь уже аудиофилы усилитель делали.
Бас у него глубокий и пульсирующий ритмом.
Середина и верх с очень низкими гармониками, отчего звучат они детально и прозрачно.
При этом бас настолько гармонично в это дело вписан, что от звука сплошное удовольствие.
9. Кумир 35У-102С
источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/kumir35u102s.html
А здесь приятный обволакивающий, и в то же время быстрый и прозрачный бас.
Середина чистая и ровная как у Амфитона.
А верх при этом рассыпчатый.
Что тоже формирует особое аудиофильское звучание.
***
Вот такие дела.
Такую вот историю мне поведал завзятый коллекционер прототипов.
Оказывается усилители первого класса тоже весьма хорошо звучат.
От себя добавлю, что из первоклашек я с некоторыми лично знаком. А Кумир и правда запомнился шикарным басом и очень приятным верхом.
Правда мне казалось, что бас у него ритмичный и пульсирующий.
Но может это уже я путаю.
А вот Вега 122я у меня отложилась как хорошо и упруго басящая.
В общем продолжение следует!!!
Спасибо, что вы с нами!
***
фото коллаж на обложку из фото в статье