Тема: Развитие фонематического слуха.
Цели: Знакомство с упражнениями для восстановление фонематического слуха.
16. Угадай по голосу.
Это достаточно простое упражнение. Его можно проводить дома, в компании друзей и даже в момент застолья. Чем больше людей в нём будет участвовать, тем лучше. Больному завязывают глаза или просят отвернуться. Другие игроки (близкие, друзья) окликают его по имени. Больной должен угадать, чей голос прозвучал.
17. Упражнении «Громко-тихо»
Это упражнение направлено на развитие высоты и тембра голоса.
Попросите больного произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким.
Вариант: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
В реализации этой идеи вам хорошо помогут маленькие дети. Вспомните, как вы играли с ними, изображая медведя, волка, лису, мышку.
18.Упражнение «Далеко – близко»
Цель этого упражнения -развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Для этого упражнения можно взять любую игрушку, например, котёнка.
Вариант 1: Логопед показывает больному игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а больной отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.
Вариант 2: Затем больной мяукает по сигналу логопеда: "близко" - "далеко".
Вариант 3: Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Больной должен мяукнуть, изображая страх.
19.Упражнение «Угадай, кто кричит»
Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Оборудование: предметные картинки.
Ход: Больному дают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражение то низким, то высоким голосом ("Му-му", "Бе-бе", "Хрю-хрю"). Больной, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должен поднимать соответствующую картинку.
20. К кому пришёл.
Цель: развитие голоса: силы, высоты.
Оборудование: предметные картинки.
Ход:
Вариант 1: Логопед выставляет4 картинки, на которых изображен волк, козлята, волчата, охотник. Произносит фразу: «Волк пришел», с разной интонацией: с испугом, и радостью, с удивлением. Дети должны определить: кто это сказал - козлята, волчата, или охотник.
Вариант 2: «От кого ушел?» Фраза: «Волк ушел», говорится с радостью, с сожалением, с досадой.
21.Упражнение «Угадай, как надо делать»
Цель упражнения - научить определять на слух темп речи.
Ход: Логопед несколько раз произносит в разном темпе фразу: "Мелет мельница зерно". Больной, подражая работе мельницы, должен делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Так же можно обыграть другие фразы ("Наши ноги ходили по дороге") или даже стишки:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва-
Кап, кап, кап, кап. (медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять-
Кап, кап, кап, кап. (хлопки чаще)
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. (руки над головой)
22.Упражнение «Скажи, как я»
Цель: учить говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Ход: Педагог предлагает больному внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следует следить за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
В старом замке под горой
До утра шёл пир горой
В старом замке пировали
Пели песни и плясали не…
Король не королевич
С королевной молодой. Не…
Царевна, не царевич, не сапожник, не портной.
В старом замке пели звонко и плясали три мышонка.
Потому что три мышонка в первый раз за триста лет
Отыскали в старом замке корку хлеба на обед.
Упражнения на различение слов, близких по своему звуковому составу.
23. Упражнение «Незнайка запутался»
Цель: учить находить слова, сходные по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Ход: Больному предлагается разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, зайка – сайка, лисонька – Лизонька, коса – коза, замок – сапог, злой – слой, Захар – сахар, сурок – зубок.
Второй вариант этого упражнения — разложить картинки в две стопки: со звуком с и со звуком з.
24.Упражнение «Продолжи стихи»
Цель: подбор слова с опорой на их смысл и звучание.
Оборудование: стихи. Для этого упражнения можно использовать чистоворки. Их много в уроках по автоматизации звуков.
Ход: Больному читаются стихи, а он их должен закончить.
Бы-бы-бы, идет дым из … (трубы).
- Где обедал, воробей?
-В зоопарке у … (зверей).
Примеры:
Аист Алику принес апельсин и (абрикос).
В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).
Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду (удочку)».
Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки)».
Ослик любит очень золотую (осень)».
25. Упражнение «Подбери похожие слова»
Цель: учить подбирать слова близкие по звучанию.
Оборудование: не требуется.
Ход: Логопед произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает больному самому подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Логопед следит за тем, чтобы больной правильно подбирал слова, произносил их внятно, чисто, громко. Например:
суп (зуб), ложка (картошка), зверь (дверь), кружка (подружка), лама(мама), цветок(глоток), диван (карман), котлета (карета). В подборе рифм вам поможет интернет. Вот ссылка, на программу, которая помогает подбирать рифмы: https://rifme.net/
26.Упражнение «Не ошибись»
Очень своеобразное интересное и полезное упражнение.
Ход: Логопед показывает больному картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем произносит: «Вагон - вакон - фагон – вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака».
Примечание: Упражнение необходимо начинать со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
27.Упражнение «Будь внимателен»
Цель: развитие внимания и умения различение слов близких по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Ход: Логопед раскладывает перед больноым картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а больной отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке. Например: бак, рак, лом, ком, лыжа, лужа.
28. Упражнение «Подбери по звучанию»
Цель: развитие навыка подбора слов близких по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Ход: Логопед выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая больному по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. Например: даются картинки, с раком, маком, лаком и получается цепочка слов:
ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка
29. Упражнение «Что мог бы нарисовать художник?»
Цель: учить находить слова, сходные по звучанию.
Оборудование: предметные картинки, лист бумаги, карандаш
Ход: Логопед показывает больному картинку, на которой изображен рак. Вместе громко произносят: «Рак». Затем логопед показывает чистый лист бумаги такого же размера, как картинка, и просит сказать, что, похожее по звучанию, мог бы нарисовать художник. (Мак, лак) Аналогично проводится упражнение со словами кит – кот, мишка – мышка.
30.Упражнение «Найди звук»
Цель: научить сравнивать слова по звуковому составу (нахождение общих и разных звуков)
Ход: Больному предлагается сравнить слова, найти общие и разные звуки: мак — лак, суп — сук, дом — дым, дочка — точка; дачка — пачка; плеск — треск; билет — балет; барон — баран; букет — буфет и др. Упражнение выполняется без записи, на слух.
31.Упражнение «Сравни»
Цель: научить сравнивать слова одинаковые по звуковому составу, но отличающиеся ударением.
Оборудование: Предметные картинки.
Ход: Логопед выкладывает перед больным предметные картинки. Он произносит слово и просит найти предмет на картинке. Слова произносятся парами: атлас-атлас, замок — замок, кружки — кружки, трусы-трусы,
32.Упражнение «Лишнее слово»
Цель: учить сопоставлять слова по звуковому составу.
Оборудование: не требуется.
Ход: Педагог четко произносит слова и предлагает больному назвать слово, отличающееся от остальных:
1) канава, канава, какао, канава;
2) утенок, котенок, утенок, утенок;
3) ком, ком, кот, ком;
4) минута, монета, минута, минута;
5) винт, винт, винт, бинт;
6) буфет, букет, буфет, буфет;
7) дудка, будка, будка, будка и т.д.
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Предыдущий урок :https://dzen.ru/a/YZI-MZM5xRjOkRB9
Следующий урок: https://dzen.ru/a/YaO9Le2u_DHITz3e
Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/publications?contentType=article&videoEditorPublicationId=661d83e1508d8b4f816a637b
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.