Найти в Дзене
СКВОЗЬ ШУМЫ

Подзабытые легенды русского рока, сделавшие для жанра не меньший вклад

Оглавление

Многим известно понятие «Легенда русского рока», одноимённые сборники и книжная серия. Мы видим имена, которые там упоминаются. Про одни имена — мы понимаем: «Да, они легендарные». Про другие — мы удивляемся: «До этого момента я про них не знал».

Из числа последних есть те, кто не привнёс существенного вклада в музыку и просто были в хорошей тусовке. И есть те, чей талант мы ценим и даже горюем по поводу того, что они недооценены. Про последних и будет речь в первой и второй частях данного списка.

Странные игры

Золотой состав группы «Странные игры»
Золотой состав группы «Странные игры»

Эти ребята состояли в Ленинградском рок-клубе и вели общение с Гребенщиковым и Цоем. Они имели довольно оригинальное звучание и одними из первых в Советском Союзе стали играть музыку «ска» (которую намного позже возьмут на вооружение группы «Ляпис Трубецкой» и «Ленинград»).

Группу заприметила американская певица и продюсер Джоанна Стингрей, которая в 1980-х регулярно приезжала в Ленинград, общалась с известными музыканта и по возможности помогала им с аппаратурой и распространением записей на Западе. В 1986 году она решила выпустить на виниле двойной сборник «Red Wave», куда вошли записи групп «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры».

К моменту выхода сборника группа «Странные игры» уже как год не существовала, и на её счету было только 2 альбома. Примерно в тот же период не было уже в живых одного из её основателей — гитариста Александра Давыдова (по слухам, не смог пережить последствия драки).

Коллектив, по сути, раскололся на две группы: «Игры» и «АВИА». Они активно записывались и гастролировали по Европе. Но в 1990-х «Странные игры» вновь объединились и стали давать концерты, хотя никаких новых записей группа не сделала до сих пор. И не обошлось без других плохих событий: в 1990-х виртуозный барабанщик Александр Кондрашкин также был сильно избит и прожил несколько лет без активного движения, а в 2009 году не стало Григория Сологуба.

Фёдор Чистяков и группа «Ноль»

-3

Чистяков также выстрелил в середине 1980-х, но ещё будучи школьником. Вместе со своими школьными товарищами он собрал группу и стал ходить в кружок звукозаписи при Доме пионеров, который вёл Андрей Тропилло (саунд-продюсер групп «Аквариум», «Кино», «Алиса» и многих других).

Чистякову не было ещё и 20 лет, а он смог вступить в Ленинградский рок-клуб и удивить игрой на баяне. Этот инструмент был избран как солирующий вместо электрогитары, и это удивляло не меньше.

Группа «Ноль» гастролировали и записывалась. Соответственно, её мастерство возрастало. Их пиком считается альбом «Песня о безответной любви к Родине», выпущенный в 1991 году (на лейбле «FEELEE»). Некоторые песни оттуда неоднократно звучали по радио и телевидению и вошли в «золотой фонд русского рока»: «Песня о настоящем индейце», «Улица Ленина», «Возвращаюсь я раз под вечер», «Человек и кошка».

В тот же период у Чистякова усугубилась зависимость. Через год он записывает не менее примечательный (и тяжёлый) альбом «Полундра». Чуть позже Чистяков в порыве с острым предметом напал на свою сожительницу, которая чудом осталась жива. Год он был в Крестах, а ещё год — в больнице Скворцова-Степанова. Из неё он вышел приверженцем «Свидетелей». К творческой деятельности он вернулся постепенно, и в какой-то момент снова начал активно записываться и гастролировать. Один раз он вновь собрал группу «Ноль» в 1990-х, а второго раза не получилось: в 2017 году Фёдор Чистяков вынужден был эмигрировать в США из-за того, что его организация попала под колпак.

Прошу прощения за столь расплывчатые формулировки. Но я стараюсь избежать непонятный алгоритм данной площадки, по которой статьи не дают охвата и даже запрещаются.

Александр Лаэртский

-4

Этот человек стал известен на закате Перестройки со своей группой «Волосатое стекло». Хотя он не думал заниматься музыкой целенаправленно и был обычным рабочим.

Группа «Волосатое стекло» распалась довольно быстро, хотя последующие сольные записи Лаэртского по инерции приписывались этой группе. Несмотря на то, что большинство альбомов Александра Лаэртского были записаны на синтезаторе, его причисляют к «русскому року» (и даже к «русскому шансону»). Хотя на концертах Александр всегда был с гитарой, и его сопровождала полноценная группа (изредка именовавшаяся «Лаэртский-бэнд»).

Александр Лаэртский преуспел и как ведущий и журналист. Долгое время он вёл на радио передачу «Монморанси». В отличие от того же Юрия Клинских, по телевизору Лаэртский появлялся регулярно, чаще как гость на ток-шоу.

До 2011 года Александр Лаэртский активно записывался и гастролировал, пока его не схватил инсульт. Со временем он восстановился и снова, например, стал ходить на матчи как футбольный болельщик. К музыке он не вернулся, но зарабатывает редактором на радио.

А каких недооценённых исполнителей русского рока вы бы отметили?