В Перестройку какая только музыка не попёрла из магнитофонов и даже из телевизора. Параллельно со стадионными знаменосцами «Кино», «Алиса» и «Наутилус Помпилиус» припоминают и отпетых неформалов, среди которых «Гражданская оборона» и «Сектор Газа». Для них совсем не существовала цензура: они пели обо всём, порой не стесняясь выражений. Из этого лагеря выделяются не менее примечательным ребята из групп «ХЗ» и «Волосатое стекло».
Про группу «ХЗ» понятно: они продолжают творческую деятельность, и они же давно стали легендами хотя бы в том плане, что одну из их композиций перепел Борис Гребенщиков. Но что касается «Волосатого стекла», то большинству лишь известно, что там играл Александр Уваров, более известный под псевдонимом Александр Лаэртский.
В отличие от ребят из своей формации, Лаэртский регулярно мелькал в телевизоре. Александр исчезал и появлялся, вёл передачу на «Эхе Москвы», писал для журнала «Медведь», снимался в кино. А после нулевых и вовсе исчез. Что же стало с легендарным исполнителем?
Немного биографии
Родился Александр Уваров в 1964 году в Москве. Его отец был военным, а мать - врачом.
В 17 лет его сбили три машины и он долгое время страдал амнезией. Потом память вернулась, но то, что было до того злополучного момента, он помнит совершенно смутно и с ужасом. Примерно в то же время он ненадолго собирает свою первую группу.
Он учится в техникуме Технологического университета. Работает санитаром в морге, шлифовальщиком и орнитологом.
В Перестройку, когда Александр работал наладчиком ЭВМ в НИИ Карпова, он чисто для себя и узкого круга собирает группу «Волосатое стекло». Команда записывает три магнитоальбома, которые всё же разлетелись по Москве и другим городам. Потом группа записывает пару магнитоальбомов для широкого распространения, но почему-то коллектив быстро распадается, и Александр Лаэртский решил заниматься музыкой самостоятельно.
С чего вдруг Александр Уваров решил взять псевдоним Лаэртский, можно только догадываться. Был античный историк Диоген Лаэртский и персонажа трагедии Шекспира «Гамлет» Лаэрт. По всей видимости, Уваров хотел подчеркнуть свой широкий кругозор, а также скрыть свою творческую деятельность от многих своих знакомых (но не получилось).
Александр Лаэртский записывал альбом за альбомом (хоть и ошибочно их приписывали почившей группе «Волосатое стекло»), появлялись всё более почитаемые песни, а самого автора стали приглашать на телевидение. Например, он оказался у Влада Листьева на программе «Тема», где вместе с остальными героями программы рассуждал о русском мате.
Лаэртский был также ведущий на телевидении и вёл программы «Пятидневка» (4 канал) и «Колба времени» (Ностальгия). А что касается музыкальной деятельности, то Лаэртский регулярно давал концерты, чего не скажешь о новых альбомах. В последние годы своей творческой активности он экспериментировал с электроникой.
В какой-то момент он решил переехать за город. Орнитолог по молодости, страсть к птицам он так и не оставил, и среди прочих он завёл страуса по имени «Исаич» (в честь Солженицына). В нулевых он стал примерным семьянином и принимал участие в воспитании дочери.
Монморанси
В 1992 году у Лаэртского появляется ночная авторская программа на радио «Эхо Москвы» «Монморанси», где он брал интервью у людей из разных сфер и приглашал малоизвестны музыкантов продемонстрировать своё творчество.
Иногда в программе позволяли крепкие словечки.
После одной из таких программ письмо в «Эхо Москвы» написал писатель Эдуард Успенский, смысл к которому сводился к тому, что творчество одной похабной группы [группы «Катетер»] перечеркнуло всё то доброе и вечное, что он написал за всю жизнь.
В другом выпуске программы отметился оперный певец Эрик Курмангалиев, где в нетрезвом состоянии он регулярно нецензурно выражался и много смеялся.
Программа просуществовала меньше 10 лет и была закрыта после поддержки Лаэртского действий «Газпром-медиа» в отношении смены руководства канала НТВ. Потом была единоразовая попытка сделать телеверсию программы, но практически все каналы отказались от проекта.
После нулевых
В апреле 2011 года Лаэртский спокойно сидел дома за телевизором. Его жена заподозрила в нём что-то неладно и сказала мужу: «У тебя инсульт». Сначала Александр не захотел это признавать, мол «это болезнь стариков». Но всё-таки его отвезли в больницу, и диагноз подтвердился. Лаэртский остался жив, его друзья и соратники начали собирать деньги на его реабилитацию и проводить концерты в его поддержку.
В следующем году Александр вернулся в студию, но ему оказалось тяжело записываться. Он записал мини-альбом, и на этом решил прекратить свою музыкальную деятельность.
С того времени и по сей день Лаэртский появляется на публике крайне редко, но не так давно он дал получасовое интервью, где дал понять, что с ним всё хорошо. Там же он признался, что он числится сотрудником одной из радиостанций и с ужасом слушает большинство своих песен. Он изредка ведёт свою страницу на Facebook и там же выкладывает свои немногочисленные фотографии.