Современные люди ночью часто не спят. Не спит доктор. Не спит машинист поезда, который едет где-то в тишине и темноте. Не спит пилот гражданского самолета. Не спит милиционер в наряде. Не спит мать, качающая ребенка. Не спят и в ночных клубах. Там скачут, пьют и нюхают. У них свое «всенощное бдение».
В храмах у нас нет обычая, чтобы ночью молиться. Нету. Мы только на Рождество собираемся ночью да на Пасху Святую. А так посреди года – нет. Почему? Да потому...
Потому что мы любим себя. Потому что – комфорт, удобства, покой.
«Не трогайте меня! Мне не удобно. Я спать хочу!» Это у нас закон жизни. Чтобы было удобно, вкусно, мягко. И – «не трогайте меня». Это символ веры современного человека.
А раньше люди себя утесняли. Люди себе не давали покоя. Они относились к плоти своей как к домашнему врагу. Потому что через плоть лукавый к нам подбирается. Потому что плоть не хочет. Плоть сопротивляется. Не потому, что она плохая. А просто потому, что есть два закона жизни. Закон плоти и закон духа. Эти два законы борются друг с другом. Как Павел пишет: «Плоть и дух борются друг с другом. Помириться не могут. Кто-то должен победить. Если плоть победила – это гибель души. Если дух дела плотские умерщвляет – то живы будете» (см. Гал.5:16-19). Вот такая борьба происходит.
Нам нужно приобщаться к монашеской постнической семье людей, которые по ночам молятся. Они по ночам тоже спят, но не всегда. Меньше, чем в миру. Потому что они по ночам умеют молиться. Нам тоже нужны ночные молитвы. Нам нужны ночные поклоны. До усталости, до боли в спине. Нам нужен настоящий пост. Нам нужны дни сухоядения. И неядения. Нам нужно все, что было у древних людей в Церкви.
Все, что было у древних людей, должно быть наше тоже. По сравнению с древними христианами мы представляем из себя «группу здоровья». Вот есть спортсмены и есть группа здоровья. Они еле-еле ходят, но изображают из себя физкультурников. Чтобы не умереть от инфаркта в ближайший месяц. Мы по сравнению с христианами настоящими – «группа здоровья». Но гордости у нас столько, как будто мы олимпийцы.
Нам нужно потихонечку к этому подходить. По мере упования все возможно человеку. Как говорил Серафим Саровский: «Почему современные христиане так не похожи на древних христиан? – Потому что у них нет ревности, нет решимости. Бог не изменился. Мышца Его не ослабела, и рука Его не укоротилась, чтобы нас спасать. Но люди стали другие».
Это наша катастрофа. Это Бога не касается. Господь вовеки тот же.
Есть такая интересная фраза: «Будущее Церкви – это ее прошлое». Все, чем богата Церковь, – все было явлено в древней апостольской общине и в последующих общинах, которые насаждали уже сами апостолы. Общины первых лет христианства являлись нормативными для будущих времен. И нам нужно идти вперед, возвращаясь назад. Нам нужно постепенно набираться того же ревностного духа, который был у первых христиан. Это и есть смысл нашего движения вперед.
Иди вперед, но будь похожим на тех, которые были в самом начале.
Помогай нам Бог.