Найти тему

Лаврентий Берия и ядерная мощь СССР на стене вокзала в Екатеринбурге

Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Лаврентий Берия является чуть ли не самым одиозным из соратников Сталина, и уж во всяком случае, наиболее страшным после него самого. Понятное дело, что несгибаемый борец с "врагами народа", сталинский нарком товарищ Берия был неоднократно изображен на картинах, которые писали советские художники.

Не считая портретов, это были, в основном, огромные полотна на тему съездов, заседаний и встреч с трудящимися, где Лаврентий Павлович фигурировал реже соло, чаще — в компании остальных членов Политбюро.

“Берия и ученые — физики” (фрагмент росписи в Екатеринбурге). Демонстрация ядерного заряда. Л.П. Берия, Б.Л. Ванников, Е.П. Славский, М.В. Келдыш, И.С. Курчатов и С.П. Королёв. Фрагмент панно на вокзале г. Екатеринбурга.
“Берия и ученые — физики” (фрагмент росписи в Екатеринбурге). Демонстрация ядерного заряда. Л.П. Берия, Б.Л. Ванников, Е.П. Славский, М.В. Келдыш, И.С. Курчатов и С.П. Королёв. Фрагмент панно на вокзале г. Екатеринбурга.

После того, как в 1953 году ему, в виде пули в сердце, вернулся бумеранг, запущенный им еще в 30-е годы (история — дама неспешная, но мстит всегда, это надо помнить), и он сам был объявлен неожиданно для народа его же врагом, все эти картины как языком слизало. Портреты исчезли со стен кабинетов, а полотна — со стен музеев. Правда, некоторые картины не стали пока убирать, но замазали в них фигуру Берии. Притом мазали порой очень не художественно (ниже есть пример, увидите).

Так что картин с Берией фактически не осталось, и тем удивительнее, что в 70-е годы лик сталинского наркома вдруг появился в панно, украшающем железнодорожный вокзал в Свердловске.

Панно полностью
Панно полностью

Это панно отражает значимые события, связанные с ракетостроением и ядерной энергетикой, имеющие отношение к Свердловской области. А именно — в центре шпион Пауэрс падает с небес на уральскую землю, справа — наши ракетчики, которые способствовали этому падению, сбив вражеский самолет ракетой, а вот слева — группа товарищей в белых халатах рассматривает какой-то шар на фоне большого окна, за которым виднеется атомная электростанция.

Среди этих людей мы и обнаруживаем Лаврентия Палыча Берию во всей красе, по-хозяйски расположившегося в центре композиции рядом с академиком Курчатовым. Поскольку последний занимался созданием атомной бомбы, то понятно, что панно посвящено вкладу Берии в развитие ядерной мощи СССР.

Какой-то советский художник. Фрагмент какой-то официальной картины. Фигура Берии замазана, в результате чего он стал похож на привидение.
Какой-то советский художник. Фрагмент какой-то официальной картины. Фигура Берии замазана, в результате чего он стал похож на привидение.

Надо сказать, что этот вклад был действительно большой, поскольку именно Берия еще в 1942 году обратил внимание Сталина на новые разработки зарубежных физиков, благодаря чему Германия могла обзавестись невиданным ранее сверхмощным оружием. Он подал идею, что надо бы и у нас начать подобные работы. Когда в 1945 году американцы сбросили свои атомные бомбы, очевидность создания своего подобного оружия стала особенно понятна. Поначалу Сталин поставил курировать ядерные дела Молотова, но тот как-то не сумел организовать работу должным образом.

Тогда на актуальную задачу был брошен Берия, а уж он-то взялся за дело жестко. С организаторскими способностями у него все было в порядке.

Арест Л.П. Берии. Картинка из открытого источника в Яндексе.
Арест Л.П. Берии. Картинка из открытого источника в Яндексе.

В физике, тем более ядерной, он ничего не понимал, зато прекрасно понимал толк в том, как выжимать из людей соки ради поставленной задачи. Поскольку ученые были все же материалом хрупким, он применил в данном случае больше политику пряника, нежели кнута. Ученые получили невиданный картбланш — деньги, льготы, роскошные дома, все, что угодно. Но они были загнаны в очень жесткие условия: планы, сроки, опасность работать за пайку в "шарашке" за любое отступление от требований.

В свердловском панно ситуация изображена, конечно, крайне романтизировано. Кроме того, художник вообще не заморачивался исторической правдой. Присутствие Сергея Королева совершенно неуместно. Его шефом был не Берия, а Маленков. Но главное, шар, который все там разглядывают — это плутониевая сфера внутри урановой оболочки. Она мощно излучает, и, конечно, никто не стал бы притаскивать такую опасную штуку в кабинет и хватать ее голыми руками. И другие нелепости, не говоря уже о том, что АЭС за окном была построена в 1964 году, а Берию расстреляли за 11 лет до того.

#искусство #культура #история #история ссср

Читайте еще на моем канале:

Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан

Три женщины, каждая по-своему, любили философа Гегеля

В блоге мужа:

Почему святого Христофора изображали с собачьей головой? Лично видел такое на стене греческой церкви