Найти тему
Бес

Булгаков и Гёте. Мастер и Фауст. Воланд и Мефистофель.

Оглавление
«Мефистофель». Скульптура Марка Антокольского
«Мефистофель». Скульптура Марка Антокольского

Булгаков и Гёте. Мастер и Фауст. Воланд и Мефистофель. Два величайших произведения, которые поднимают темы добра и зла, света и тьмы, «Фауст» и «Мастер и Маргарита». В чем же гениальность этих произведений? Почему многие люди иногда боятся их читать, считая, что они были написаны с помощью высших сил? Как связана эпическая поэма Гёте, с философским романом Булгакова, разница между которым более 100 лет?

Личность Иоганна Гёте

Для понимания любого романа следует знать личность писателя. Гёте – это последний универсальный человек. То есть тот, кто берется за любую сферу жизни и преуспевает в ней. Ранее такими людьми были: Аристотель, Леонардо Да Винчи, Ломоносов. Он был и философом, ученым, поэтом, писателем государственным деятелем и еще много кем. С детства был одаренным человеком, который проявлял искреннюю тягу к знаниям. Близко общался лишь с людьми, которых считал равными или приближенными к своему уровню знаний. Во многом, образ доктора Фауста совпадает с реальной личностью Гёте. Оба ищут единой истины и оба отчуждены от мира. Иоганну Гёте выражал почтение сам Наполеон, прочитав его произведение «Страдания бедного Вертера», хотя сам Гёте эту повесть не любил, ведь сильно впечатлительные юноши разочаровывались в мире и совершали суицид, да и сам Гёте был очень переменчивым человеком, поэтому от своих прежних философских мыслей, высказанных в ранее написанных произведениях отказывался и считал их «чепухой».

Личность Булгакова

Булгаков был одной из самых уникальных личностей XX века. Статуса универсального человека ему, конечно, не приписывают, но одним из лучших писателей XX века его можно назвать без нарекания. Был врачом, режиссером и конечно же литератором. Его роман «Мастер и Маргарита» беспрекословно является вершиной его творчества, которая прославила его во всем мире. Также как и Гёте, Булгаков вложил часть своей личности в образ Мастера, на которого совершают гонения и который, также как и Булгаков, сжигает свой роман в печи. Данная практика известна во многих литературных жанрах, когда писатель вкладывает в персонажа свои личные качества и переживания. Контекст времени Времена, когда писали Гёте и Булгаков, полные противоположности друг друга. Век Гёте, это время просвещения (Конец XVIII, начало XIX вв.), попытка познать божественную природу через мысль, время великих научных прорыв, время новых литературных и философский течений. Времена Булгакова, в сущности, тоже революционны. Отрицание старого мира в СССР и создание нового мира сильно било по личностям, которые хотел остаться в своих прежних реалиях, чем отрицать Бога и верить в марксизм. Такой личностью был Булгаков. Его романы наполнены высмеиванием пролетарского мышления и реалиях того времени. Гёте написал «Фауст» весьма необычным, ведь подобное по величественности и эпичности произведение писалось за 400 лет до него. Это, конечно же, «Божественная комедия» Данте, которая также поднимает мысли Добра и Зла, Рая и Ада. И то, что Гёте смог дать миру интересные мысли о религии, которую и так осмысляли до него более 1500 лет, поистине удивляет. Ведь уже в то время, начинают появляться зачатки атеизма, как философии, ведь, как всем казалось, религия исчерпала себя, а Гёте дает миру «Фауст», который, если и не переворачивает понимание в мире Добра и Зла, то уж точно заставляет задуматься. По этим причинам данное произведения и называют «бессмертным». Булгаков же написал и вовсе нечто уникальное в своем роде. Сочетание советской реальности с внесением в него сверхъестественного, которое может водить за нос даже такие страшные в то время структуры, как НКВД. Немыслимо! Сверхъестественное, которое показывает людям, что есть вещи страшнее государства и наказание от которых, куда ужаснее ссылки в Сибирь и ГУЛАГ. Изображение человека искусства и его спутницы, Мастера и Маргариты, которые не находят в новом мире ни счастья, ни справедливости. Потому что мир может и новый, а люди как люди, которые были и за 1000 лет до них, как говорил Воланд. По этим причинам, «Мастер и Маргарита» не публиковали, так как данное произведение было настоящим плевком в лицо советской действительности.

Мефистофель и Воланд

Сравнение мотивов

Начнем с поэмы Иоганна Гёте. Мефистофель предстаёт перед нами в образе искусителя, который заключает пари с Богом, что сможет соблазнить и забрать душу доктора Фауста, который мечтает о всестороннем познании физической и божественной сущности мира. Он будто маленький бес, который позволяет простому смертному Фаусту кричать на него, а иногда и оскорблять. Всю поэму Мефистофель толкает Фауста на дурные поступки, что опять же подтверждает, что кроме как его души Мефистофелю ничего не нужно, что раскрывается в его фразе: «Я не всеведущ, я лишь искушен». Воланд же, предстает перед нами как загадочный мужчина в возрасте, похожий на иностранца. Он ставит своей целью не искушение людских сердец, а познание нового мира, мира XX века. Этим он и занимается и при разговоре с Бездомным и Берлиозом, и при представлении в доме культуры. Его позывы как для сатаны непорочны, а наказания справедливы. Он в отличии от Мефистофеля, который убежден, что каждый человек порочен по своей природе, изучает и видит разных людей, которые иногда оказываются искренние в своих стремлениях. Тех, кто поступает правильно, он награждает. Как наградил, к примеру, Маргариту, которая лишь хотела увидеться со своим возлюбленным. Он помогает Бездомному осознать свои ошибки, хоть и весьма жестоким образом. По этим причинам мотивы Воланда и Мефистофеля сильно рознятся. Мефистофель — это мелкий бес и никак не представляет могущество владыки ада, в то время как Воланд вызывает и страх перед ним и преклонение. Также персонаж Булгакова доказывает, что Свет и Тьма — это взаимовытекающие метафизические субъекты, где каждый занимает своё место. Он не осуждает светлых людей и справедливых людей и не подталкивает их на порочные поступки. А Мефистофель делает наоборот, при любой удобной возможности старается склонить Фауста к гнусным вещам, чем и оправдывает свое звание беса. В сюжете «Фауста», а именно в споре между Мефистофелем и Богом мы видим известным библейскую притчу, где также было заключено пари, что если Бог заберет у праведного Иова всё, то он отвернется от Бога. Похожее появляется и в произведении Гёте, где Мефистофель также спорит с Богом, что Фауст откажется от своего желания познать мир и преисполнится порочными желаниями.

Метафорические составляющие

В большом количестве литературных произведений, написанными в разны эпохи, присутствуют аллюзии на обычную реальность человека. Ведь в каждом из нас есть условный Мефистофель, который подталкивает нас на неправильные поступки и заставляет совершать вещи, о которых мы жалеем очень долгое время. В «Фаусте» Гёте данная мысль возведена в эпическое и мистическое произведение, а у Достоевского показана в суровом реализме. В романе же Булгакова Воланд скорее представляется высшей силой, о существовании которой можно даже и не догадываться, но бояться её. Бояться, что так или иначе, рано или поздно придется ответить за все свои поступки. И это кара может прийти в любой момент. Так, Берлиоз хотел выступать в МАССОЛИТЕ, а уже вечером его переезжает трамвай. Тем самым он и доказывает Берлиозу, что ничего не происходит просто так. Может быть Мефистофель и Воланд тоже две части одного целого? Мефистофель лишь соблазняет, а Воланд судит. Ведь если Булгаков и Гёте отталкиваются от ключевых законов христианской религии, то нужно понимать, что в каждом человеке по этим верованиям живет темная и светлая часть. Мефистофель и есть темная часть, которая пытается соблазнить человека. А Воланд в этом моменте скорее является судьей, который и наказывает человека, если он не смог устоять. Так он наказал и Бездомного, и Берлиоза, и людей, которых обманули на выступлении Коровьев и Бегемот. И тут мы подошли к персонажу, который гораздо более хорошо подходит для сравнения с Мефистофелем. Это Коровьев. Данный персонаж, к примеру, даёт взятку Никанор Ивановичу, а потом, по приказу Воланда, сам его и наказывает. Коровьев соблазняет людей в Доме Культуры, а затем также их наказывает, за алчность, тоже не без ведома своего господина. Этот персонаж по сути и не является сатаной, а его приспешником. Что более роднит его с персонажем Гёте. Влияние на персонажей Мефистофель оказывает исключительно отрицательное влияние на персонажей поэмы, он стремится склонить и подговорить каждого к совершению неприятных поступков, но, ему это не удаётся. Ведь в конце концов, спор он проиграл. Но Воланд гораздо более интересно влияет не героев романа «Мастер и Маргарита». К примеру, судьбу Маргариты и Мастера он меняет в лучшую сторону, Мастер больше не в сумасшедшем доме, а Маргарита не страдает от разлуки с любимым. Также Воланд меняет в корне мировоззрение Ивана Бездомного, который был шокирован обстоятельствами на Патриарших прудах, когда по предсказанию Воланда, Берлиозу отрезала голову русская женщина – комсомолка.

Подводя итог

Итого мы делаем вывод, что Воланд – это истинный владыка девяти кругов ада, а Мефистофель по величественности подходит лишь его прислуге. Ведь рассуждения и действия Воланда выдают в нем вполне справедливое существо, которое признает добро как неотъемлемую часть зла. А действия Мефистофеля показывают его как исключительно отрицательного героя.