Да, разгромили. И еще - отменили концерт. А все из-за того, что в их гримерке поставили вазочку с шоколадными конфетками M&M’s всех цветов. А в райдере музыкантов было прописано: обязательно наличие в гримерке конфет M&M’s любого цвета, кроме коричневого.
Сейчас всем знакомы эти маленькие, с пуговичку, шоколадки. Их продают, упакованными в пакет. И в каждой упаковке насыпаны шоколадки разных цветов – такова фишка этих конфет. Это даже особо подчеркивается в их рекламе.
И разумеется, знаменитый Дэвид Ли Рот, лидер популярнейшей в 80-е годы рок-группы Van Halen, прекрасно знал, записывая в райдер группы подобное требование, что люди, которые организуют их гастрольный тур, будут вынуждены сидеть и вручную выбирать коричневые конфетки из кучи конфет других цветов.
И все ради того, чтобы обеспечить точное выполнение условий, прописанных в звездном райдере группы.
Да, он это знал. И зачем ему это было нужно?
Какой-то заскок с коричневыми конфетами?! Настоящее безумие! Только полный фрик отнесется к такому капризу всерьез!
Но Дэвид Ли Рот относился к своим требованиям очень серьезно. Появляясь впервые в гримерке, он первым делом шел копаться в конфетах, проверяя, нет ли среди них коричневых.
И когда однажды нашел – мало того, что группа отменила концерт, не вернув публике денег за билеты, так парни еще и безжалостно разгромили гримерку. Все это - нарочно, чтобы наказать нерадивых организаторов.
На первый взгляд его поступок выглядит и жестоко, и глупо. А вот на второй…
Справедливо и правильно!
Да, у музыкантов имелись причины относиться к исполнению своих требований серьезно.
В течение 1984 года Van Halen дали больше сотни концертов, гастролируя по миру. И каждое из таких шоу было потрясающим выступлением мирового класса. Качество концертов не снижалось, даже если парням приходилось выступать на маленьких сценах в маленьких городах.
Чтобы держать такой высокий уровень, музыканты возили с собой массу оборудования. Однако многое им обеспечивали на месте организаторы. Поэтому райдер группы представлял собой увесистый буклет с подробным и тщательным описанием всех технических деталей, необходимых для подготовки сцены и оборудования.
Группе нужны были, конечно, не шоколадки. Им нужна была уверенность, что организаторы не отнесутся халатно к своим обязанностям. Тщательное планирование гарантировало успешность и безопасность шоу.
У многих других музыкальных групп из-за невнимательности техников, из-за косяков и разных организационных накладок случались неприятности – поломки, сбои, а иной раз и аварии, приводившие к катастрофам и человеческим жертвам. То на кантри-фестивале обрушилась сцена, то огромный экран упал прямо на зрителей во время рок-концерта. Многие концертные площадки тех времен были построены еще в 50-е, и не подходили для тяжелого оборудования рокеров. Но не каждый организатор это понимал. А халатность могла обойтись людям очень дорого.
Помните недавний случай, когда в Большом Театре часть декорации задавила актера? Ужасно, правда?
Но когда в представлении участвует много людей и техники – подобные вещи, к сожалению, совсем не редкость.
Так вот, чтобы застраховаться от такого, Дэвид Ли Рот и придумал свое, на первый взгляд, нелепое требование про коричневые конфеты. Он использовал его в качестве своеобразного теста.
Если организаторы по-настоящему внимательно изучили райдер и учли каждую мелочь – значит, концерту гарантированы и успех, и безопасность. Если же тест не пройден… Что ж, ребята, вы сами напросились!
Дэвид Ли Рот, конечно, был странным типом. Пожалуй, его даже можно назвать фриком.
Однако именно его фриковое мышление и навело его на блестящую идею – как быстро и легко проверять качество подготовки концертов. Простой, но эффективный способ.
Быть фриком – не всегда плохо, если иметь в виду их оригинальность. Часто это помогает при разрешении сложных ситуаций.
Стивен Левитт и Стивен Дабнер написали об этом целую книгу. Она называется «Фрикомыслие. Нестандартные подходы к решению проблем». Ее саммари есть в нашей библиотеке.
Заходите, читайте, слушайте!