Найти в Дзене
Открытая семинария

Римлянам: судить или не судить?

Как легко ошибиться и осудить человека! Вот, многие сегодня даже глядя на икону апостолов Павла и Петра подумают недоброе. И что-то крайне важное потеряют. Однажды невероятно ужасная вещь произошла со мной, как со служителем Божьим. Готовились мы проводить евангельские беседы в церкви, вечерами, для неверующих и верующих. Надо было много успеть сделать в церкви, приготовить все. В общем, за час до объявленного времени я был весь как выжатый лимон, и еще поясница разболелась - таскал стулья, столы, где-то потянул. И я попросил моего старшего дьякона подавить мне немного на спину, поставить ее на место...

Я лег на пол в церкви, за кафедрой, а он опустился на колени, помолился, и прожал мне спину. Мне стало легче, я встал, поправляя одежду, и... смотрю, в дверях церкви - какая-то новая семья. И они смотрят на меня круглыми глазами. А потом из-за кафедры поднимается мой дьякон и тоже поправляет одежду. Господи, что же они, наверное, подумали... Они с ужасом убежали...

На фото
На фото

Я до сих пор вспоминаю об этом и с улыбкой, и с большим сожалением и огорчением. В тот вечер пришло несколько прекрасных семей, мы с ними подружились, кто-то остался ходить в церковь... А эти люди ушли - по непониманию, по слишком скорому суждению, осуждению... Наверное, так было надо. Но мне их жаль. И сам я извлек уроки из этого...

-3

Продолжаем наше путешествие по самой исторически "влиятельной" книги Библии - Послания апостола Павла к Римлянам. Мы говорили уже о том, кем Павел видит себя, о его пророчествах о людях в последнее время: неверующих, извращенцех, хамов. Сегодня начинаем читать вторую главу этого послания, где апостол Павел доносит до нас глубинное значение слов Иисуса Христа: "не судите, да не судимы будете". Это так просто, так важно... и так сложно:

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. 2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? 4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.

Умение не судить другого - это не только условие христианской жизни, согласно апостола Павла, но еще и условие понимания, усвоения христианской вести. С самого начала неприятие Иисуса Христа и Его учения религиозными лидерами имело под собой именно эту основу: они осудили, слишком поспешно, заочно осудили Иисуса Христа. Потому что Он: 1) пришел из Галилеи "языческой"; 2) Он ел и пил с язычниками; и 3) Он отвергал "традиции человеческие", которые поддерживали религиозные лидеры. Этого было достаточно, чтобы осудить самого Сына Божьего.

И апостол Павел прекрасно сознает, что и в отношении его учения, в отношении всего того сокровища, которое он предлагает в своем послании к Римлянам, будет такое же отношение отвержения и осуждения. Он привык уже к этому - потому что быть учеником Иисуса Христа значит пройти путь Учителя - путь отвержения и осуждения людьми. Апостол Павел, как мы еще увидим, сполна выпил и эту чашу.

Но Павла волновало не то, что его постоянно судили и осуждали как многие христиане (в том числе и лидеры церкви), так и иудеи и язычниками. Его волновало то, что осудив его люди пройдут мимо того сокровища, которое Бог передает через Павла, через Своих помазанников. Или, более того, осудят и это учение, данное Богом. Поэтому Павел предупреждает своих читателей, чтобы они не спешили осуждать. Чтобы судили здраво, непредвзято.

-4

Интересно, что Бог все так устроил в жизни Своего помазанника Павла, что Павлу всей жизнью пришлось прочувствовать жизнь Спасителя. Это было нелегко, но это позволило Павлу обрести великое сокровище, которое он называет "ум Христов". Как Иисус, так и Павел происходили из ортодоксального иудейского окружения, законными учителями, но иудеи отвергнули их - как "инагентов". Обоих обвинял (причем ложно) в разврате, обжорстве, пьянстве. Оба восстали против традиций человеческих, против традиционного религиозного эстаблишмента.

Апостола Павла "заказали" иудеи - поклявшиеся, что не будут ни есть, ни пить, пока не убьют его. Его с трудом принимали христиане, многие из которых, как мы увидим из послания, считали Павла самозванцем и еретиком. Наконец, Павла казнили язычники, осудившие его как еретика и бунтаря. Трагическое и полное непонимание апостола! И эта трагическая ошибка - апостол Павел знал это и переживал - будет преткновением и падением для человека. Поэтому он завершает свои рассуждения о скорополительном суждении следующими словами:

9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во‐первых, Иудея, потом и Еллина! 10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во‐первых, Иудею, потом и Еллину! 11 Ибо нет лицеприятия у Бога. Римлянам 2:1-11

Давайте мы с вами, друзья, читая послание апостола Павла вместе, читая его с молитвою и честно, попробуем учиться доверять помазаннику и отдаться ему в Слове. Время от времени апостол Павел будет открывать своим читателям немного о себе - не для того, чтобы похвастаться, но для того, чтобы люди, глядя на его слова, на обстоятельства его жизни, поняли - им пишет помазанник Божий. Когда это понимаешь, то принимаешь написанное. Если не понимаешь - то неизбежно отвержение помазанника и его слов. Если хотите, речь идет о становлении всевышнего таланта читателя - редкого дара, который нам крайне нужен. Ведь нам с вами еще предстоит определиться между помазанным Белым царем и антихристом, между Божиими помазанниками и лжепророками. Учимся на примере Библии, на примере Христа и апостола Павла, и