Несколько веков подряд мировое научное сообщество ищет следы присутствия инопланетных цивилизаций. Но вплоть до настоящего времени «контакты с пришельцами» происходили только в кино. А вот земляне 1835 года, точнее, американцы (а если ещё точнее – нью-йоркцы), стали свидетелями события планетарного масштаба. На Луне обнаружена жизнь! И не просто какие-то микроорганизмы, но целая раса человекоподобных существ с крыльями летучих мышей. А при них - единороги, прямоходящие бобры, сапфировые и аметистовые скалы.
25 августа 1835 года в нью-йоркской газете The Sun был напечатан первый из шести очерков журналиста Ричарда Локка. Материалы выходили до 31 августа и сообщали о наблюдениях британского астронома Джона Гершеля: в обсерватории на мысе Доброй Надежды с помощью гигантского телескопа учёный во всех подробностях разглядел на Луне разумную жизнь. Статьи были дополнены иллюстрациями – «точными копиями зарисовок, выполненных Гербертом Хоумом, эсквайром, прибывшим в лабораторию на мысе Доброй Надежды».
Эта серия очерков считается одной из первых информационных «уток» и получила название The Great Moon Hoax (в пер. с англ. Великая лунная мистификация).
С чего всё началось?
В статье Ричард Локк утверждал, что сведения об исследованиях Гершеля взяты из Эдинбургского научного журнала (Edinburgh Journal of Science). Читатели эту информацию проверить никак не могли. Во-первых, новости из Европы приходили в Америку с опозданием как минимум на месяц. А во-вторых, указанного журнала не существовало уже несколько лет.
Джон Гершель же, доктор права и член Королевского астрономического общества, – личность реально существовавшая. В 1835 году учёный действительно находился в Африке с рабочим визитом. А вернувшись в Британию через несколько лет, узнав о «лунной утке» и своих якобы открытиях, лишь посмеялся. На одной из конференций он опроверг достоверность статей Локка, потому как даже после разоблачения мистификации оставались те, кто продолжал верить в цивилизацию лунян.
Толчком к написанию скандальных материалов стали две причины. По воспоминаниям очевидцев, один из совладельцев издания предложил Локку опубликовать какой-нибудь материал для повышения тиражей The Sun. Второй момент – желание самого журналиста поиронизировать над наивностью современного общества и псевдонаучными теориями, существовавшими в то время.
В 1824 году университетский профессор Франц фон Груйтуйзен (Мюнхен) в своих научных трудах упоминал города и дороги, наблюдаемые на Луне. На основании этого «открытия» теолог Томас Дик в эдинбургском Новом философском журнале предлагал наладить контакт с лунянами - из камней выложить огромные геометрические фигуры и ждать подобного послания от жителей Луны. Удивительно, но знаменитые учёные того времени – астроном, математик Карл Гаусс, немецкий астроном, врач и физик Вильгельм Ольберс, директор обсерватории в Вене Иоганн Литров, – поддержали эту идею.
В целом Европейская наука пользовалась в Америке непререкаемым авторитетом. Например, труды того же преподобного Томаса Дика опережали по тиражам книги серьёзных учёных. Между тем, Дик утверждал, что Солнечную систему населяют более 21 триллиона жителей, а на Луне проживает более 4 миллиардов лунян.
Невольный герой статей Ричарда Локка, Джон Гершель, в своей книге «Опыт астрономии» не опровергал и не подтверждал существование разумной жизни на Луне. Он писал, что следует доработать существующие телескопы, чтобы разглядеть какие-то следы цивилизации на нашем спутнике.
Что увидел Джон Гершель в свой телескоп?
Мистификация содержит очень подробное описание чудесного телескопа, с помощью которого удалось разглядеть не только лунные ландшафты, но и мельчайшие подробности внешности лунян. Вплоть до завитков волос! Линза грандиозного прибора увеличивала объекты в 42 000 раз и была сделана из серебра высочайшей пробы и семитонного стекла.
Человекоподобные люди, населявшие Луну, имели перепончатые крылья, как у летучих мышей. Их тела обросли волосами, а лицами они напоминали орангутанов. Как показали дальнейшие наблюдения, чем светлее оттенок кожи мышелюдей, тем к более высокой прослойке лунного общества они принадлежали. Самые высокоразвитые луняне отличались ещё и внешностью, не уступавшей ангельским ликам.
Были замечены и другие разумные существа - прямоходящие бобры. Их разумность подтверждали добротные хижины и дымок, поднимавшийся из труб.
Животный и растительный мир Луны напоминал земной. Учёный увидел подобия бизонов и овец, синих существ, похожих на коз с одним рогом посередине лба (место, где они впервые были замечены, назвали Долиной единорогов), такого же рогатого медведя, оленей, миниатюрных зебр и птиц, похожих на голубей, пеликанов и фазанов.
Поверхность Луны покрывали океаны, моря, реки, водопады, действующие и потухшие вулканы, леса - как лиственные, так и хвойные. Были здесь знакомые нам пальмы, изобилие цветов, фруктов и растений, невиданных на
Земле. Райские картины дополняли острова из горного хрусталя, сапфировые холмы, скалы из аметиста и зелёного мрамора.
Все обитатели Луны жили в мире и взаимопонимании. Целыми днями они наслаждались отдыхом, общались, купались, перелетали с места на место и поедали фрукты.
Последствия Лунного надувательства
Как и рассчитывали владельцы газеты, продажи The Sun взлетели до небес. Нью-Йорк гудел и обсуждал лишь одну тему - жизнь лунных мышелюдей. В течение месяца основной тираж был допечатан и распродан в количестве 60 тысяч экземпляров. Другие издания, даже влиятельная New York Times, с полным доверием отнеслись к «утке». Многие издатели перепечатывали её у себя.
Обман раскрылся лишь через несколько недель, пока коллеги из другой газеты не потребовали у Локка первоисточник - статью Эдинбургского журнала. Тогда репортёр и признался, что всё написанное было лишь талантливой мистификацией.
Несмотря на это, тиражи The Sun не упали. Более того, спустя несколько лет статью Локка выпускали отдельными изданиями с литографиями. Конечно, с указанием того, что это выдумка.