Найти тему

Современные методы обучения чтению на английском языке

Статья руководителя направления иностранных языков Академии дополнительного профессионального образования Л.А. Быстровой
Статья руководителя направления иностранных языков Академии дополнительного профессионального образования Л.А. Быстровой

Добрый день, в этой статье я расскажу о наиболее популярных методиках обучения детей чтению на английском языке.

Формирование навыков и умений в области чтения является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах.

Основная задача чтения – это извлечение необходимой информации и дальнейшая работа с ней. Важно читать не просто ради чтения, а ради получения новых знаний. Чтобы процесс чтения на иностранном языке был приятным и привычным, у ребенка должен быть выработан прочный навык чтения. Как этого добиться?

Существует несколько методов обучения чтению, но в любом случае главной задачей является установление соответствий между буквами и звуками.

The Alphabetic Method - алфавитный метод

-2

Все более популярным среди родителей и учителей становится способ обучения ребенка чтению, который называется Phonics (фоникс). Суть его заключается в том, что дети не учат буквы отдельно от слов. Они учат звуки, которые формирует эти буквы в большинстве случаев. Например, буква s они запоминается как /с/, а не как /эс/. Это как в русском языке: мы называем букву /эм/, но в слове произносим как /м/ – /машина/.

Цель метода – сделать так, чтобы ребенок сразу понимал, как правильно прочитать слово вслух, даже если видит его впервые. В английском языке 44 звука, которые имеют около 90 способов написания. Изучение фониксов позволяет эффективно усвоить наибольшее их количество с минимальными усилиями и с помощью простых инструкций.

Одна из наиболее популярных в Великобритании авторских методик Jolly Phonics — была разработана в 80-х годах прошлого века. Звуки делятся на 7 групп, и дети осваивают все группы по очереди. Они учатся слышать, произносить и распознавать звуки, чтобы делить слова на звуки и составлять из звуков слова.

Каждый звук сопровождается специальной песенкой и жестами, характеризующими или напоминающими данный звук, что делает уроки увлекательными и задействует кинестетическое восприятие. Так при знакомстве со звуком /s/ изображается руками змея, похожая на s, и произносится звук, напоминающий свист змеи /sss/. Показывая /t/, дети поворачивают голову из стороны в сторону, как будто смотрят теннис, и произносят /t-t-t/.

The Look & Say Method (Whole Word Recognition) – метод целых слов

-3

Все более популярным среди родителей и учителей становится способ обучения ребенка чтению, который называется Phonics (фоникс). Суть его заключается в том, что дети не учат буквы отдельно от слов. Они учат звуки, которые формирует эти буквы в большинстве случаев. Например, буква s они запоминается как /с/, а не как /эс/. Это как в русском языке: мы называем букву /эм/, но в слове произносим как /м/ – /машина/.

Цель метода – сделать так, чтобы ребенок сразу понимал, как правильно прочитать слово вслух, даже если видит его впервые. В английском языке 44 звука, которые имеют около 90 способов написания. Изучение фониксов позволяет эффективно усвоить наибольшее их количество с минимальными усилиями и с помощью простых инструкций.

Одна из наиболее популярных в Великобритании авторских методик Jolly Phonics — была разработана в 80-х годах прошлого века. Звуки делятся на 7 групп, и дети осваивают все группы по очереди. Они учатся слышать, произносить и распознавать звуки, чтобы делить слова на звуки и составлять из звуков слова.

Каждый звук сопровождается специальной песенкой и жестами, характеризующими или напоминающими данный звук, что делает уроки увлекательными и задействует кинестетическое восприятие. Так при знакомстве со звуком /s/ изображается руками змея, похожая на s, и произносится звук, напоминающий свист змеи /sss/. Показывая /t/, дети поворачивают голову из стороны в сторону, как будто смотрят теннис, и произносят /t-t-t/.

The Look & Say Method (Whole Word Recognition) – метод целых слов

-4

Данный метод заключается в том, что детей обучают узнавать слова как целые единицы, не объясняя им буквенно-звуковых соотношений. Обучение строится по принципу визуального распознавания целых слов, без разделения их на буквы и слоги с обязательным использованием наглядности: картинок или предметов.

Огромное количество слов-исключений, которые читаются не по правилам, – это как раз наиболее часто употребляемые слова, поэтому их в любом случае придётся учить. Благодаря методу визуализации достаточно быстро начинается осмысленное чтение. Это способствует повышению мотивации и самооценки ребёнка, поскольку через короткое время он уже способен читать по-английски не только отдельные слова, но и небольшие диалоги и понимать смысл прочитанного.

Довольно часто ученикам дается образ целого слова, в котором могут быть графически выделены изучаемая буква или буквосочетание, затем по аналогии предлагается прочитать другие слова. Например, если ребенок запомнил, как прочитать слово father, он без труда сможет прочитать и mother, поскольку слова похожи по звучанию и написанию.

Из минусов метода – достаточно большой объём информации, необходимой для заучивания, в то время как современные дети не отличаются хорошей памятью. К тому же, ребёнок может путать слова, похожие по написанию, и не всегда способен прочитать новое слово, поскольку не знает ни правил чтения, ни транскрипции, он может только догадываться о его значении.

The Sentence Method – метод целых предложений

Представляет собой обучение чтению посредством коротких предложений, из которых выделяются сложные слова. Например, ученикам предлагается прочитать предложение и найти транскрипцию неизвестных слов в словаре. Для изучения берутся наиболее употребляемые в речи предложения. Например, This is a … или My name is …

The Whole Language Method – Метод рассказа

-5

Ученикам предлагается прочтение текста на определенную тему, с увлекательным сюжетом. О смысле незнакомых слов нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. Фонетические правила вообще не объясняются, связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главным аргументом является то, что чтение – это естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

Цель этого подхода - сделать процесс чтения приятным. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.

Хочется отметить, что внедрение компьютерных технологий в процесс обучения позволяет сделать указанные виды работы более динамичными и привлекательными для учащихся.

Например, в методе Мура всё начинается с того, что ребенка обучают буквам и звукам, используя компьютер со специальным программным обеспечением, "произносящий" звуки или названия символов. Ребенок набирает их на клавиатуре, и компьютер "произносит" эти буквы, преобразуя их сначала в короткие простые слова, а затем составляя из них предложения. Также этот метод включает устную речь, слушание и письмо под диктовку.

Какой метод выбрать? Идеально использовать в работе комбинирование разных методов. Так в учебниках издательства Макмиллан, которые мы используем в обучении наших маленьких учеников, предлагается сочетание методов целого слова и фониксов. И конечно, каждый преподаватель добавляет что-то из своего опыта, делая процесс обучения чтения интересным и увлекательным.

Надеюсь, статья оказалась вам полезной. Спасибо за внимание, и успехов вам в воспитании и обучении ваших детей!

Если у вас есть по данной теме вопросы, вы всегда можете задать их нам по электронной почте poimi@znaem.org или в социальных сетях.

Больше полезной информации об изучении иностранных языков вы можете узнать на нашем сайте: poimi.ru
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте, Инстаграмм, Фейсбук