Найти тему
джазовые пластинки

Коротко. Duke Ellington & Ray Brown - This One's For Blanton (Pablo, 1975)

Свой джазовый проект семидесятых получивший название и логотип благодаря главному художнику двадцатого века легендарный продюсер Норман Гранц устраивал по вполне себе лекалам своих же Clef, Norgran и Verve. Как и прежде работали с ним исключительно настоящие гиганты джаза, имена которых имели значительный вес еще в далеких сороковых-пятидесятых (Диззи, Элла, Оскар), его же роль вновь сводилась к искусному и своевременному замесу нужных ингредиентов.

Временами он обращался к прежде изданному материалу (с любовью напоминая про наследие Арта Тейтума), порой отбирал для лейбла прежде не ассоциировавшихся с его проектами молодых и не очень музыкантов - среди них особое место занял гитарист Джо Пасс, который по-настоящему раскрылся именно на пластинках середины семидесятых.

Дуэтный альбом Дюка Эллингтона и Рэя Брауна 'This One's For Blanton', лейбл Pablo, 1975 год
Дуэтный альбом Дюка Эллингтона и Рэя Брауна 'This One's For Blanton', лейбл Pablo, 1975 год

Отдельного упоминания заслуживают случившиеся на Pablo дуэты - на ум приходят прежде всего встречи все того же Джо Пасса с Эллой Фитцджеральд, серия из пяти записей Оскара Питерсона с выдающимися трубачами, выдержки из которой позже были представлены на сборнике Trumpet Kings, и This One's For Blanton, альбом-посвящение контрабасисту Джимми Блэнтону, с которым в ноябре 1939 года Дюк устроил кажется первый в истории звукозаписи дуэт контрабаса и фортепиано.

Один из немногих снимков контрабасиста
Один из немногих снимков контрабасиста

О влиянии Блэнтона на характерный для жанра инструмент упоминают преступно мало, при этом поклонники джазовой музыки сходятся во мнении, что именно его стоит считать ответственным за привнесение контрабаса в джаз в качестве солирующего инструмента, а его нововведения наиболее значимыми до появления Скотта Лафаро и Чарли Хейдена на музыкальной сцене конца пятидесятых годов. Все это Блэнтон успел сделать менее чем за два года - летом '42-го в возрасте 23 лет контрабасист умер от туберкулеза.

Уместней всего было вспомнить легендарного музыканта было по возможности схожей дуэтной пластинкой - случилась она, судя по всему в конце '72 года, хотя на пластинке датой записи и указан ноябрь 73-го. Главным претендентом в пару к Эллингтону был безусловно Рэй Браун для которого Блэнтон служил главным поводом к занятиям на инструменте - вместе с Дюком они сообразили занимающую вторую сторону пластинки четырехчастную Fragmented Suite, на первой же стороне уместились пять номеров из классического репертуара оркестра Эллингтона.

Коллекционную же привлекательность пластинке придает полноразмерный буклет с фотографиями музыкантов и сопроводительным текстом - редкий случай, когда слово берет сам контрабасист и делится воспоминаниями юношества.

#джаз #музыка #винил #пластинки