Найти тему
Первый подъезд

Удивительное кино "Ангел-истребитель" Луиса Бунюэля

Кадр из фильма "Ангел-истребитель"
Кадр из фильма "Ангел-истребитель"

До недавнего времени из творчества Луиса Бунюэля я был знаком только с фильмом "Скромное обаяние буржуазии". Это наверное самое известное кино в фильмографии необычного испанского режиссера. О нём написано сотни статей и рецензий на всех известных ресурсах.

Именно поэтому не буду повторяться, а поделюсь мнением о другом его творении. Снятый в 1962 в Мексике "Ангел-истребитель" не меньше заслуживает вашего внимания. И вот, почему.

Для меня кино в целом - поле свободное для фантазии. Считаю, что зритель имеет право смотреть фильм, как ему угодно. В том смысле, что не обязательно быть подготовленным к просмотру, знать автора, разбираться в его творчестве. Да, если фильм "зацепил", то хочется поискать дополнительную информацию о нём, почитать критику или хотя бы отзывы. Тем интереснее будет пересматривать кино, обращать внимания на те моменты, в которых открылись новые значения. Но уверен, что невозможно понять и интерпретировать все точно так, как это закладывал в своей голове режиссер. Главное получать удовольствие, даже если получишь его не так, как было задумано его создателем.

В фильмах мастера-сюрреалиста Луиса Бонюэля всегда есть над чем подумать. В целом не важно цветной фильм или черно-белый, старый или новый, быстрый или медленный, артхаус или блокбастер - главное чтобы он цеплял внимание зрителя.

"Ангел-истребитель" интересен и необычностью ситуации в которую попали герои и тем, что скрывает внутри себя много двусмысленностей, метафор, отсылок. Чтобы понять их все - нужно быть не только высокообразованным человеком, но разбираться в разных областях знаний - психологии, истории, религии. Себя я к таковым людям не причисляю, поэтому попробую порассуждать лишь на те темы, что открылись мне.

Кратко о сюжете (внимание, спойлеры!)

Компания из двадцати человек сразу после оперы отправились на званый ужин по приглашению хозяина богатого особняка. Поздно вечером красиво одетые мужчины и женщины собираются в доме. Среди них люди разных профессий и взглядов, но всех их объединяет принадлежность к высокому классу буржуазии середины двадцатого века. В это время по различным причинам почти вся прислуга покинула особняк, оставив господ развлекаться и праздновать в свое удовольствие.

Кадр из фильма "Ангел-истребитель"
Кадр из фильма "Ангел-истребитель"

Леди и джентльмены ведут светские беседы, слушают игру на рояле, потребляют дорогие закуски и шампанское. Так в праздных развлечениях незаметно наступает поздняя ночь, на это обращают внимания хозяева, но гости под разными предлогами и из-за складывающихся обстоятельств никак не могут разойтись. Кому-то это кажется странным, кому-то забавным, а некоторым просто не культурным, но ни кто не может перешагнуть порог комнаты и уйди домой.

Вместо этого компания мужчин в пиджаках и женщин в вечерних платьях устраиваются на ночь прямо в небольшой гостиной. Наступает утро, а участники необычной вечеринки всё никак не могут разойтись, то кофейный столик преградит им путь из комнаты, то случайный разговор вновь вернет в водоворот споров.

Кадр из фильма "Ангел-истребитель"
Кадр из фильма "Ангел-истребитель"

Идет второй день, как двадцать человек не покидают гостиную. И некоторые уже начинают догадываться - что-то не так. Что за причины заставляют их оставаться в этом доме?

Запасы еды и воды на исходе. Не только господа не могут покинуть дом, но и прислуга снаружи не может попасть внутрь. Дом оцеплен полицией и репортерами. Заканчиваются вторые сутки загадочной "вечеринки" и опять все в полном недоумении укладываются на полу.

Сколько дней им предстоит провести в странном заключении?

Узнаете посмотрев это сюрреалистическое кино, в котором одновременно есть место смешному, странному и мистическому.

А пока вернусь к субъективной оценке увиденного.

Не знаю сколько идей и загадок удалось уместить режиссёру в полтора часа экранного времени. Но вот какие мысли смог выделить я :

Первое “на поверхности” — высмеивание класса буржуазии, общественных элит.

Гости начали вечер в изысканности и шике, но лишившись еды и воды - быстро стали похожи на простолюдинов, о которых сами отзываются с пренебрежением. Молодой человек грубо обращает внимание на вонь, исходящую от женщины после нескольких дней взаперти. А одна из дам пробует жевать бумагу по предложению дворецкого, для которого в голодном детстве это было обычным делом.

Почему все это люди не могут уйти? Знаете, а может быть им и некуда идти? Они уже нашли все, чего тайно желали. У них есть статус и возможность жить лучше и проще, чем всем остальным гражданам с низким социальным статусом. И это дает им возможность удовлетворить все свои низменные потребности - вкусно есть, много пить, заводить романы в тайне от супругов, заниматься любовью, получать эстетическое удовольствие от искусства. Но все эти желания хороши в процессе достижения, а когда всё оказалось рядом… желать им больше нечего, и двигаться больше некуда.

Кадр из фильма "Ангел-истребитель"
Кадр из фильма "Ангел-истребитель"

Второе откровение — отношения между людьми. Легко быть галантным и благородным в то время, когда все идёт хорошо. Но стоило людям столкнуться с реальными проблемами, тем более с угрозой своей жизни - как поверхностная благовоспитанность у многих растворилась. Сперва гости бояться показаться невежливыми и не могут пойти наперекор социальным нормам поведения, но все быстро меняется.

Кадр из фильма "Ангел-истребитель"
Кадр из фильма "Ангел-истребитель"

Ударить женщину, растолкать всех в очереди за водой, поднять скандал, распустить сплетни, тайно выкинуть таблетки необходимые человеку - всё идет в дело в экстренной ситуации. Люди на грани жизни и смерти показывают себя настоящего. И многие из них, при внешнем величии всё же слабы, жестоки и бедны духом.

Кое-кто даже заподозрил хозяина дома в том, что он злонамеренно подстроил эту засаду для гостей и готов ринуться в драку. Но мы видим, что он точно такой же заложник ситуации, как и все остальные.

А может речь идёт лишь о том, как трудно даётся человеку даже самое простое решение? Всего лишь встать и покинуть комнату, сбросить оковы дремучих устоев, благовоспитанности, религии, навязанной морали...

Ещё один интересный момент — в фильме полно сатиры на разные темы. Приведу лишь несколько примеров:

Как вам введенные в сюжет масоны и идея, что у них есть специальный сигнальный крик? Стоит воспроизвести его и любой масон, услышав этот призыв придет на помощь. В какой-то момент два героя раскрывают свою тайную личину и оглашают дом этим зовом, но на него никто не откликается.

Или фраза хозяина дома, примерно такая: “Посмотрите, американец снял пиджак. Как невежественно. Но давайте и мы разденемся, чтобы опуститься до их уровня невоспитанности и не смущать гостей”.

А одна из женщин постоянно носит в сумочке куриные лапки и перья “на всякий случай”, если придётся срочно провести один из магических обрядов.

Помимо этого автор подбрасывает нам со всех сторон множество занятных символов: мертвец в комнате, овцы и медведь разгуливающие по дому, странные сны, погром на улице, ребенок почти зашедший в дом и прочее.

Можете даже заглянуть в сонник ради интереса.

И совсем не случайно, что на последних кадрах фильма люди опять попали в ловушку внутри церкви, ведь отношение Луиса Бунюэля к религии не было секретом.

Воспитанный в консервативной школе испанских иезуитов он до четырнадцати лет безоговорочно верил, что всё в этом мире имеет божественное происхождение. Но затем постепенно его вера пошатнулась и сошла на нет.

Кадр из фильма "Ангел-истребитель"
Кадр из фильма "Ангел-истребитель"

Интересно, что ему приписывают авторство интересной фразы: «Хвала Господу, я атеист».

«Выводы, которые я делаю для себя лично, очень просты: верить и не верить — суть одно и то же. Если бы мне могли доказать существование Бога, это все равно не изменило бы моего отношения. Я не могу поверить, что Бог все время наблюдает за мной, что он занимается моим здоровьем, моими желаниями, моими ошибками. Я не могу поверить — во всяком случае, я не приемлю этого, — что он способен наложить на меня вечное проклятье».
Луис Бунюэль

Важный совет для качественного просмотра - всматривайтись внутрь. Не воспринимайте повествование буквально.

Все образы картины, все заложенные в них идеи делают фильм одновременно и интересным и непонятным. Трагикомедия, наполненная безумием — таким для меня оказался “Ангел-Истребитель”.

Смотреть — однозначный вердикт.

#кино #рецензия на фильм #отзыв о фильме #фильм #луис бунюэль

Другие отзывы на фильмы :

Аутсайдеры из "Земли кочевников"

Никуда не спешит "Алиса в городах"